Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Алексеев А. В., Бессчетнова Е. В., Богачев М. И. и др.
М.: ООО "Ваш формат", 2024.
Вопросы теоретической экономики. 2024. № 4. С. 128-141.
In bk.: Model Theory and Algebra 2024. 2024. P. 87-93.
Andreyanov P., Krasikov I., Suzdaltsev A.
arxiv.org. Theoretical Economics. Cornell University, 2024
Самыми популярными направлениями среди абитуриентов 2022 года стали «Информационные системы и технологии», «Экономика», «Менеджмент», «Информатика и вычислительная техника» и «Юриспруденция». Похожим образом выглядит и список самых доходных профессий по данным Росстата – в лидерах экономические и управленческие специальности, работа в добывающей промышленности, аэрокосмической и IT-отрасли. И это не удивительно – принимая решение о выборе направления подготовки, абитуриенты и их родители опираются на данные (или представления) о доходах различных специалистов.
Насколько сильно выбор специальности определяет уровень будущих доходов? Гарантирует ли обучение по популярному или престижному направлению хорошую зарплату? И есть ли профессии, в которых высшее образование не оправдывает себя? Этими вопросами интересовались многие исследователи образования и экономисты (вплоть до прошлогодних лауреатов Премии по экономике памяти Альфреда Нобеля – Дэвида Карда и Джошуа Ангриста).
Новое исследование, опубликованное в American Economic Journal: Applied Economics, показало, что выпускники экономических специальностей уже в начале карьеры получают в среднем на 46% больше тех, кто обучался на других специальностях. На данных США этот разрыв значителен – 22 тысячи долларов в год. Причем эта разница не связана с усердием в учебе, оценками или дальнейшим обучением – она проявляется даже у студентов, которые тратили на учебу одинаковое количество часов в неделю и добились сопоставимой успеваемости. Разрыв в доходах наблюдается и у мужчин, и у женщин и увеличивается с годами и опытом работы.
Примерно половина этого разрыва объясняется выбором сферы деятельности – выпускники экономических программ обычно работают в бизнесе и в области финансов, которые считаются высокооплачиваемыми. Причем экономисты чаще прочих работают по специальности или в смежных областях.
Стоит отметить, что на разницу зарплат экономистов и всех остальных может влиять не только вузовская специальность, но и предыдущее образование, природные способности и качества характера поступивших на «Экономику» – направления обучения с высоким конкурсом выбирают в первую очередь абитуриенты с хорошей подготовкой, способные и целеустремленные. То есть выбор специальности углубляет различия между студентами и разницу в зарплатах. Авторы исследования постарались учесть это и отделить последствия выбора специальности от всех прочих факторов.
К похожим выводам пришли авторы другого исследования: экономика и финансы входят в число направлений, выпускники которых получают самые высокие зарплаты, наряду с специалистами в инженерных областях, компьютерных науках, логистике и физике. При этом экономическая специальность дает очень высокий максимальный доход – богатейшие выпускники-экономисты получают почти вдвое больше наиболее обеспеченных представителей других специальностей. Это же исследование подтверждает пользу высшего образования в целом: для всех 80 изученных специальностей доходы людей со степенью бакалавра выше доходов тех, кто такого образования не получил, причем на всех этапах карьеры. Впрочем, бывают и исключения: 10% самых высокооплачиваемых работников без высшего образования за всю карьеру зарабатывают в среднем больше, чем 10% самых бедных выпускников университета любого направления подготовки.
Помимо выбора специальности, на будущую карьеру сильно влияет продолжительность высшего образования. В докладе Лаборатории исследований рынка труда факультета экономических наук НИУ ВШЭ на российских данных показано, что выпускники с магистерской степенью имеют самые высокие шансы найти работу (через три года после выпуска 78% из них трудоустроены, для сравнения – среди бакалавров, не продолживших обучение, занятых всего 68,7%). Зарплаты тоже заметно различаются: 75,2 тыс. у магистров против 51,9 тыс. у бакалавров. Если рассматривать разные группы направлений, то в «Экономике и управлении» прибавка за дополнительные два года обучения наиболее высока – более 35 тысяч рублей. Частично это объясняется неравным доступом к некоторым высокооплачиваемым должностям, например управленческим, для которых обычно требуют магистерскую степень.
Наиболее выгодной стратегии придерживаются магистранты, которые совмещают учебу с работой. «Работодатели ценят практический опыт, поэтому работающие студенты после окончания учебы получают на 30% больше тех, кто только учился», – говорит доцент факультета экономических наук ВШЭ Виктор Рудаков.
Впрочем, не все программы по экономике одинаково полезны для карьеры и зарплаты: бакалавры-экономисты ведущих вузов (МГУ, научно-исследовательских университетов, таких как НИУ ВШЭ, вузов – участников программы «5–100») получают в среднем почти на 15 тысяч больше, магистры – почти на 30 тысяч больше, чем выпускники всех остальных вузов. Напомним, что, согласно международному рейтингу QS World University Rankings, основанному в том числе на данных о карьерном потенциале выпускников и их репутации среди работодателей, в первую тройку российских вузов по экономике и эконометрике входят НИУ ВШЭ, МГУ и РЭУ имени Плеханова.