Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Алексеев А. В., Бессчетнова Е. В., Богачев М. И. и др.
М.: ООО "Ваш формат", 2024.
Сущая Е. С., Кузык М. Г., Городный Н. А.
Вопросы государственного и муниципального управления. 2024. № 4.
In bk.: Model Theory and Algebra 2024. 2024. P. 87-93.
Andreyanov P., Krasikov I., Suzdaltsev A.
arxiv.org. Theoretical Economics. Cornell University, 2024
Каждый год студенты Вышки, увлеченные наукой, отправляются на программы PhD в лучшие университеты мира. Свою историю рассказывает Надежда Котова, которая заканчивает совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ и уже поступила в Stanford Graduate School of Business.
Я училась в Тамбове, в физико-математическом лицее №14, который можно назвать поставщиком кадров не только для Вышки, но и для Физтеха и других известных университетов. У нас там несколько направлений, я в 2012 году закончила физико-математическое. А вот экономического направления в Тамбове не было, но одна из моих учителей, перейдя в наш лицей из другой школы, организовала в нем кружок по экономике. Я решила сходить и посмотреть, что там происходит. С математикой у меня было хорошо, но я не думала о том, чтобы заниматься ею всю жизнь, поэтому заинтересовалась экономикой. Мне понравилось и захотелось поглубже в ней разобраться. Дошло до того, что в девятом классе я попала на Всероссийскую олимпиаду по экономике. И хотя я на ней ничего не выиграла, это дало огромный заряд мотивации, чтобы учиться дальше. И уже в 11 классе я стала призером олимпиады и благодаря этому поступила в Вышку.
Насчет вуза я сделала выбор уже в девятом классе. Еще до Всероса я поучаствовала в Высшей пробе, и мне всё настолько понравилось, что я решила: только Вышка. Но выбрать факультет было сложно. Сначала хотелось на мировую экономику и мировую политику, потом думала о МИЭФ, потом просто об экономическом факультете, а когда я добралась до 11 класса, Вышка и РЭШ как раз открыли совместный бакалавриат. И тут тоже были сомнения: новая бакалаврская программа, ни одного выпуска, не очень понятно, к чему это может привести. То есть это была более рискованная опция, но более рискованные опции, если всё складывается благоприятно, дают больший доход. Это как раз мой случай.
Все, наверное, началось с того, что меня заинтересовали различные предметы. У нас очень широкий набор курсов, которые ты можешь взять: не только обязательные по экономике и математике, но и многие другие — по гуманитарным предметам, биологии, астрофизике. Это стимулирует тебя думать о вещах широко. Мне просто понравилось учиться и посещать лекции, потому что профессора действительно интересно рассказывали о своем предмете. А потом случилось так, что я начала работать учебным ассистентом — у Дмитрия Дагаева на курсе по теории игр, это был совсем новый опыт для меня, я взглянула на процесс учебы с другой стороны.
Если оценки не блестящие, то их нужно компенсировать выдающимися рекомендациями, а для этого все равно придется очень сильно потрудиться
Когда ты вкладываешь много усилий, все происходит как бы по цепочке. Сначала тебе интересно слушать курсы, потом интересно их преподавать, потом интересно что-то вне их и ты начинаешь ходить на разные научные семинары. Там ты видишь людей, которые рассказывают о собственных исследованиях, и тебе самой хочется заниматься чем-то подобным, потом ты понимаешь, что твои профессора тоже ведут исследования, и ты можешь им помогать и превращаешься из учебного ассистента в научного ассистента.
Став научным ассистентом, ты глубже вникаешь в процесс исследований, и тут наступает переломный момент: либо тебе это нравится и ты хочешь продолжать этим заниматься, либо нет. Мне понравилось, я решила, что нужно тогда строить свою исследовательскую карьеру и поступать на программу PhD.
У нас существуют программы обмена с зарубежными университетами, и благодаря им я в течение семестра училась в Гарвардском университете. Мой первый опыт научной деятельности был там, мне довелось поработать научным ассистентом у Филиппа Агийона, известного специалиста по теории контрактов. Это было довольно интересно, и я решила, что по возвращении продолжу этим заниматься. Так и получилось: я стала научным ассистентом у Дугласа Кэмпбелла в РЭШ. С ним мы занимались проектами по международной торговле. Там было много разных заданий — от поиска данных до их обработки и анализа. Другой проект позволил мне поработать с Симеоном Дянковым. Он был совсем коротким, зато вылился в публикацию на РБК про топ-500 российских компаний. РБК собрал большой массив данных о российском бизнесе, а мы помогли их проанализировать.
У меня был еще один опыт работы научным ассистентом. В Гарвардской бизнес-школе есть профессор Юджин Солтс, которого заинтересовал феномен «МММ». Соавтор Солтса по этому проекту Сара Хесс приезжала в Москву, чтобы лично встречаться с людьми, которые как-то были связаны с «МММ». Ей, поскольку она не владеет русским языком и не очень хорошо ориентировалась в Москве, понадобился помощник. Для меня это стало очень интересным опытом.
Всё началось с того семестра в Гарварде, когда я взяла курс для PhD-студентов по теории выбора. Меня заинтересовали вопросы, которые в нем рассматривались, и после возвращения в Москву я решила писать диплом на эту же тему. Руководителем моей дипломной работы стал Андрей Савочкин, профессор из РЭШ, но в процессе обсуждения с ним акценты моей работы сместились, и диплом я пишу по микроэкономической теории.
Я задалась таким вопросом: допустим, работникам хочется, чтобы им платили зарплату честно — а как определить, что значит «честно»? В предложенной мною модели «честные» зарплаты — это такие, которые соответствуют уровню усилий, приложенных работниками. Но так получается далеко не всегда, потому что зачастую вмешиваются внешние факторы, которые работник не в силах контролировать — это то, что можно назвать удачей. Если усердному работнику не везет, он расстраивается, становится демотивированным и может снизить уровень своих усилий, ведь они все равно не приносят ему желаемого заработка.
Определение списка университетов, в которые ты будешь подавать документы, — это очень ответственный процесс. Если переоценишь свой уровень и возможности, то высока вероятность, что вообще никуда не попадешь
Я рассматриваю ситуацию, когда перед работниками ставятся задания с разными «степенями» удачи. В каком-то задании много «внешнего шума», то есть полученный результат может как значительно превышать, так и быть значительно меньшим приложенных усилий, а в других заданиях влияние удачи не так велико. И есть работники с разными предпочтениями — кто-то более толерантен к «нечестности», кто-то менее. Тому, как оптимально распределить таких работников по таким заданиям, и посвящена моя работа.
Какими исследованиями я буду заниматься дальше, я еще не определилась. Мне кажется, что на PhD-программе мои интересы могут сильно поменяться — под влиянием курсов, которые я там возьму, и профессоров, с которыми буду общаться. Но в целом стэнфордская программа известна тем, что там очень сильная группа по теории. И раз я сейчас занимаюсь теорией, то я решила поехать именно туда.
По моему опыту, двумя главными критериями отбора на PhD-программу являются оценки во время учебы и рекомендации от профессоров. Готовиться к поступлению нужно сильно заранее, хотя, конечно, мало кто на первом курсе может с уверенностью сказать, что он поедет на PhD. Если оценки не блестящие, то их нужно компенсировать выдающимися рекомендациями, а для этого все равно придется очень сильно потрудиться. И, конечно, придется сдать экзамены по английскому языку и математике — TOEFL, GRE. Сделать это нужно с учетом дедлайнов, например, летом или в сентябре — прием заявлений на PhD идет до начала января.
Помимо экзаменов тебе предстоит написать мотивационное письмо. Это тот момент, когда ты реально понимаешь, зачем подаешь на PhD-программу — в одной странице текста нужно объяснить, в том числе самому себе, чего ты хочешь таким образом добиться. В это время ты уже мало что можешь сделать с остальным пакетом документов (оценки уже сильно не поправишь), так что остается только работать над этим эссе. Правда, в разных университетах по-разному оценивают значимость мотивационных писем.
Определение списка университетов, в которые ты будешь подавать документы, — это очень ответственный процесс. Здесь важно не промахнуться. Если ты переоценишь свой уровень и возможности, то высока вероятность, что ты вообще никуда не попадешь. Кроме того, это не дешевое удовольствие. Каждый университет проверяет твою реальную заинтересованность в своих программах и требует плату. Для отдельно взятого университета она кажется символической, сто долларов, но, когда ты подаешь документы в десять-пятнадцать университетов, общая сумма получается существенной, и потратить эти деньги напрасно не хочется.
В выборе PhD-программы должен помочь твой научный руководитель и твои профессора, нужно спрашивать совета у них и при этом ориентироваться на свои исследовательские интересы. Идеальных PhD-программ почти не существует. Например, на какой-то программе может собраться очень сильный состав профессоров, но в достаточно узкой области. И может получиться так, что, попав на программу и начав учиться, ты поймешь, что тебе на ней «тесно».
Когда ты поступаешь на PhD-программу, ты определяешь свой образ жизни на ближайшие пять-шесть лет и карьерный путь в целом. Выпустившись со степенью PhD, ты рассчитываешь, что будешь преподавать в университете — сначала как assistant professor, потом хочешь получить tenure, постоянный контракт. Но для этого нужно вести исследования. Поэтому основная цель на PhD-программе — научиться делать качественные исследования, научиться задавать правильные исследовательские вопросы и овладеть инструментами, которые позволяют отвечать на них.
Вообще от русских в западных университетах ожидают, что они скорее будут заниматься исследованиями, связанными с теорией, чем с эмпирикой. Но хорошая математика действительно является нашим конкурентным преимуществом, поэтому мы сами отчасти формируем этот стереотип.
Доцент Кафедры высшей математики