• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Мероприятия
12 августа – 24 августа
проводится онлайн 
Книга
Systemic Financial Risk
В печати

Springer Publishing Company, 2024.

Статья
Patenting for profitability: green energy innovations and firm performance in BRICS countries

Makeeva E. Y., Popov K., Teplova O.

Frontiers in Environmental Science. 2024. Vol. 12. P. 1-14.

Глава в книге
The Living Standards in the USSR During the Interwar Period
В печати

Voskoboynikov I.

In bk.: Oxford Research Encyclopedia of Economics and Finance. Oxford University Press, 2024.

Препринт
Strategizing with AI: Insights from a Beauty Contest Experiment

Dagaev D., Paklina S., Parshakov P.

Social Science Research Network. Social Science Research Network. SSRN, 2024

Игорь Ким: «Нельзя читать одно и то же по пожелтевшим конспектам!»

Доцент департамента теоретической экономики Игорь Ким номинирован на премию «Экономист года» за новаторство в области разработки учебных программ и внедрение инновационных технологий в экономическое образование.

На его онлайн-курс «Экономика для неэкономистов», с 2014 года размещенный на Coursera, зарегистрировались более 70 тысяч человек. Поздравив Игоря Александровича, мы записали с ним короткое интервью.

– Уже несколько лет считается, что выпускников вузов по специальности экономист (как и юрист, и менеджер) существенно больше, чем требует ситуация на рынке труда. Может быть, стоит «сократить их производство»? Надо ли популяризировать экономическое образование?

– Если называть экономистами всех подряд, может быть, у нас действительно их слишком много. Но экономисты бывают разные, даже у нас на факультете есть разные отделения – теоретическое и прикладное. Подготовка экономиста, который серьезно занимается наукой на международном уровне, – это штучная работа. Ученых не производят на конвейере. К студенту надо найти индивидуальный подход, возможно, беседовать с ним, как во времена Сократа, опекать, выращивая будущее светило. Таких ученых-экономистов, может, и действительно, много не надо. Но если мы говорим о людях, которые будут работать в более практичных сферах, например, в бизнесе, то, мне кажется, у нас еще много труда впереди. Казалось бы, столько лет прошло от перехода от плана к рынку, а до сих пор не хватает людей с экономическим мышлением. Так что экономистов широкого профиля – при условии, что они должным образом обучены, что у них есть правильный инструментарий, – много не бывает.

– Вы номинированы за «новаторство в области разработки учебных программ, внедрение инновационных технологий в экономическое образование». В чем это новаторство и инновационные технологии заключаются?

– Наверное, тех, кто номинировал, надо спросить. Скорее всего, они имели в виду мой курс на Coursera. Все-таки это инновационный метод образования. Особенно он оказался востребованным сейчас, во время эпидемии. Но я бы сам немного иначе определял инновационность. Мне кажется, что в наше время преподаватель существует под невидимым прессом конкуренции – со стороны других преподавателей, других вузов, а теперь еще и онлайн-курсов. Для того, чтобы оставаться на плаву и быть конкурентоспособным, нужны постоянные инновации, и они могут проявляться в разных областях.

Во-первых, это само содержание курса. Оно должно постоянно меняться, курс должен быть актуальным, в нем обязательно должны отражаться текущие события, а если появились новые идеи в области теории, надо стараться их упоминать. Нельзя читать одно и то же по пожелтевшим конспектам 10-летней давности! Я каждый год обновляю статистику, немножко изменяю тематику. У меня огромная коллекция кейсов, я их собираю, старые выкидываю из курса, новые добавляю. Контрольные работы тоже стараюсь тоже делать по мотивам текущих событий.

Во-вторых, методика – всё время хочется что-то новое. Скучно читать каждый год лекции одинаково, так что придумываешь новые приемы. Я люблю послушать в качестве студента другие онлайн-курсы, чтобы посмотреть, какие приемы используют коллеги, и некоторые беру себе на вооружение. Коплю удачные примеры, методические находки. Понемногу перерабатываю слайды каждый год.

В-третьих, у преподавателя постоянно меняется инструментарий. К примеру, 20 лет назад у нас в распоряжении, кроме доски и мела, были максимум прозрачные пленки для демонстрации графиков, потом появился PowerPoint. Потом – возможность демонстрировать какие-то вещи прямо из Интернета, в реальном времени, показывать видеоролики. Сейчас, по сравнению с состоянием 20-летней давности, наши возможности просто фантастичны – и для семинарских занятий, и для лекций. Несколько лет назад одна коллега показала мне замечательный инструмент – Plickers. Это такие маленькие бумажные QR-коды, персональные для каждого студента. Мне их показывают, я их смартфоном считываю и таким образом опрашиваю одновременно всю группу. Очень интересная технология, студенты хорошо к ней относятся. А в последнее время мы больше используем не бумажки, а смартфоны, благо они теперь есть у всех студентов. Пандемия дала сильный толчок в использовании инструментария дистанционного обучения. Тут есть свои нюансы: мало уметь пользоваться зумом, важнее понимать, как удержать внимание аудитории, сделать так, чтобы студенты не заснули, оставались активными на протяжении всего занятия. Ведь им сложно сидеть перед экраном на протяжении полутора часов. У дистанционного занятия совсем другая методика проведения, чем у очного. Спасибо, что, когда дистант только вводился, было много семинаров для преподавателей: что можно делать для повышения мотивации студентов, как вовлекать, как проводить онлайн-опросы. Спасибо тем, кто это рассказывал – многие вещи, опять-таки, я взял на вооружение.

Так что преподаватель, стремящийся быть новатором, мне кажется, должен постоянно развиваться по всем направлениям: и по тематике, и по методике, и по инструментам, которые он использует.

– То есть вы не соглашаетесь с теми, кто говорит, что дистант погубит образование?

– Я не считаю, что нужно полностью переходить на дистанционное образование. Этот инструмент, как это всегда бывает, кому-то подходит, а кому-то нет. Я убежден, что онлайн-курсы хороши для взрослых людей, которые хотят что-то узнать и в этом кровно заинтересованы. А если взять студента-первокурсника, который не привык к самостоятельности, тут успех будет значительно скромнее. К каждой аудитории должен быть свой подход. Где-то дистанционное обучение может быть хорошо, но совершенно точно не везде. Но сейчас это необходимое зло! (смеется.)

 

Для справки:премия «Экономист года» учреждена Вольным экономическим обществом России. Первая церемония награждения состоялась 11 ноября 2017 года в Государственном Кремлевском дворце. В этом году премия присуждается в четвертый раз.