• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Мероприятия
12 августа – 24 августа
проводится онлайн 

«Усатый и очень серьезный мужчина в нарукавниках»

11 ноября в России отмечается День экономиста. Как люди выбирают эту профессию, как используют свои знания в жизни, чему приходится учиться после окончания университета и о чем же она – экономическая наука? Мы решили спросить об этом самих экономистов – преподавателей и исследователей ФЭН.

«Усатый и очень серьезный мужчина в нарукавниках»

Freestocks.org

Экономика – большая и разнообразная область знания. И, хотя науки со временем усложняются и дробятся, найти интересную тему и стать успешным исследователем могут не только люди с экономическим образованием и опытом работы по специальности. Так, на факультете экономических наук работают люди с разным бэкграундом: помимо «чистых» экономистов много математиков (выпускников мехмата МГУ, МФТИ, МИЭМ, МАИ), социологов, инженеров, есть химики, филологи и философы, географы и агрономы.

Мы спросили наших коллег, кем они хотели стать в детстве и как представляли себе экономистов до того, как сами пришли в профессию. 

Образы экономиста у разных людей были примерно похожими: «те, кто работает в банке», «бухгалтеры», тот, кто «считает деньги (в детстве это казалось скучным)», «с нарукавниками, счетами, усатый и очень серьезный мужчина» (при этом, отметим, половина сотрудников факультета − женщины), «тот, кто сегодня может объяснить, почему вчера не случилось то, что он предсказывал позавчера» и даже «интересные люди, вносят в нашу жизнь волшебство (особенно, когда ошибаются)». Кто-то в детстве относился к экономистам с подозрением: «Непонятно, чем занимаются, много говорят, строят прогнозы, которые не сбываются, у всех разные мнения и они противоположные». Кто-то считал их исключительно «талмудистами, марксистами». У кого-то (дочери профессора-экономиста) перед глазами были папины коллеги, и ожидания совпали с реальностью. У кого-то представления совпали частично: «В каком-то смысле ожидания оправдались: экономист – это тот, кто считает)) но, во-первых, конечно, не только деньги, а во-вторых, реальность показала, что экономика – это в первую очередь наука про причинно-следственные связи». Или так: «в 90-х я считал, что экономисты это как бухгалтеры, <…>. Ожидания, к счастью, разошлись с реальностью, а бухучет я так и не выучил». А кто-то сразу верил в лучшее и не ошибся: «Я представлял экономистов как специалистов, способных найти пути для улучшения жизни людей. Мое мнение об экономистах не поменялось с тех пор».

Но каким бы ни был образ экономистов, в детских мечтах они не встречаются. Зато там есть бортпроводницы и балерины, инженеры и программисты, писатели и актеры, певицы и археологи, продавцы мороженого и волшебники, пилоты и танкисты, химики и физики-ядерщики. Кто-то и вовсе был настроен против своей нынешней профессии: «Думала, что не хочу быть программистом и экономистом, потому что это профессии моих родителей, и мне не нравилось, что они много работают».

В ответах на вопрос «Как вы пришли в профессию экономиста» голоса разделились – большинство ответили, что выбрали ее благодаря стечению обстоятельств либо что это был их сознательный выбор (эти варианты набрали примерно поровну голосов). У многих карьерный путь был извилистым: одни сначала преподавали или репетиторствовали, другие успели поработать переводчиками, тестировщиками, «исследователем/технологом в другой отрасли». В общем, «долгий путь блужданий, ошибок и случайностей». И не факт, что этот путь пройден до конца: «Думаю, сейчас я на месте, которое можно назвать "моим" процентов на 80. Мне есть куда стремиться».

Однако есть и те, кто нашел свое место еще во время учебы. «Сразу. Вся жизнь – по специальности». Многие успели построить карьеру в индустрии: инвестиционного аналитика, финансового консультанта, риск-менеджера, поработать в Сбербанке, Центральном банке, Министерстве экономического развития. «Сделала неплохую карьеру. Но параллельное преподавание в ВШЭ оставалось пуповиной, связывающей меня с академической средой, куда со временем вернулась». «В итоге вернулась в любимую Вышку и нашла себя».

Многие отмечают, что их представление об экономике изменились со временем: «Уже позже пришло понимание, что экономика и есть наука о людях, а вовсе не о капитале, ВВП или инфляции», «Потом узнала, что хоть работа в финансах – это, в первую очередь, работа с цифрами и компьютером, это командная работа».

Почти все опрошенные легко вспомнили, как полученные ими во время учебы и работы знания пригодились в обычной жизни («А разве бывает вне рабочая жизнь? У меня так не бывает 😀»). Например, чтобы «видеть разницу между твердым знанием и предположениями, пусть даже самыми правдоподобными, смело принимать решения на основе твердого знания». Есть и более прагматичные вещи: «Ожидаемая плавная девальвация 2008-2009 гг. позволила мне купить машину на валютной спекуляции» или «Консультирую всех знакомых по кредитным вопросам». Или совсем, казалось бы, далекие от экономики: «На работе у мужа решили устроить турнир по Dota 2. А моя магистерская работа была посвящена выбору типа турнира. Я смогла дать совет по организации, опираясь на результаты моей работы». А еще экономика сближает: «В компании друзей иногда рассказываю о том, какую политику проводит Банк России, но поскольку они все также закончили Высшую школу экономики, получается все же не лекция, а дискуссия😀».

Преподавательский опыт естественным образом распространяется со студентов на детей: «Навыки самостоятельной работы с научной темой, постоянный интерес к ней, преподавательские навыки очень помогают мне при совместной работе с моими дочерьми. С раннего возраста мы занимаемся вместе с ними разными дисциплинами, регулярно и с интересом. Также как и в своей работе, я стараюсь найти наиболее удачные варианты преподавания в дошкольном возрасте, начальной школе на примере своих детей. В результате у них есть навык сосредоточения внимания на предмете, организации работы и самосовершенствования с раннего возраста. А главное, есть желание и любовь к занятиям».

Познания в области экономики меняют восприятие и самых обычных ситуаций: «Например, я часто могу сделать что-то, поскольку это будет улучшением по Парето. Совершая какие-то действия, я могу оценить их с точки зрения психологии, но часто с точки зрения максимизации полезности». Или так: «Теории полезности и затрат, общественных благ очень хорошо описывают, например, ситуацию с уборкой. Есть общественное благо в доме – чистота. Но скидываться на него все не хотят, проблема безбилетника, в итоге – уборку затевает тот, кому больше надо. В случае с семьей как правило мама вынуждена применять "стимулы от противного", чтобы вовлечь в создание чистоты других жильцов».

Оказывается полезно и преподавание: «Встречаешь самых разных людей, приходится решать порой неожиданные вопросы, в том числе этического характера. Понимаешь, как важна справедливость. Учишься терпению. Конечно, все это важно не только на работе, но и в любых других ситуациях – в семье, в общении с друзьями и просто посторонними людьми. А еще от студентов всегда чему-то учишься, и это тоже полезно, позволяет не отставать от жизни 😀😀».

Меняется ли профессия экономиста со временем? Здесь мнения разделились. Кто-то говорит, что «за 22 года преподавания микроэкономики в университете для меня ничего существенно не изменилось, разве что появился выбор соответствующих учебников». Другие признают, что «в те годы, когда я училась, большинство экономистов имели слабую математическую подготовку; мало внимания уделялось английскому языку, а сегодня невозможно представить себе ученого-экономиста, который не читает и не говорит по-английски». Кроме того, «цифровые навыки и работа с большими объемами информации стали частью компетентностного профиля экономиста». И это не всех радует: «Появился какой-то нездоровый приоритет "метрики" над "номикой". В смысле, если раньше само построение теоретических моделей и доказательство их логической непротиворечивости было обязательным навыком экономиста и действием, предшествующим любым расчетам, то сейчас считается почему-то достаточным собрать набор данных и во множестве вариаций "прогнать" его через мощности статпакетов до получения какого-то значимого результата». А кто-то просто грустит от перемен: «Все стали знать языки программирования😟». «А ещё экономисты все чаще работают на стыке с другими науками, также изучающими человеческое поведение – это социология, психология, культурология, общественное здоровье, науки об образовании и многие другие».

Люди, которые получили образование во времена плановой экономики, тоже не сходятся во мнениях. Кто-то адаптировался относительно легко: «Я училась в советское время, и учили нас управлять плановой экономикой. В 90-е экономический уклад резко поменялся. И жесткий жизненный эксперимент позволил по достоинству оценить фундаментальное образование, полученное в МГУ». Но это удалось не всем: «В советское время под экономикой понималось совсем иное, поэтому пришлось все начинать с нуля».

В целом же «экономика, как любой организм, постоянно развивается, появляются новые сферы деятельности, но это естественный процесс. В любой сфере, чтобы оставаться востребованным, надо учиться всю жизнь». «Важно иметь прочные базовые экономические знания, потому что любые методики быстро появляются или перестают быть актуальными. Приходится учиться постоянно, и в этом как раз помогает хорошая база».

Выражаем огромную благодарность всем, кто принял участие в опросе! И поздравляем всех сотрудников факультета экономических наук с профессиональным праздником – Днем экономиста!