Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Алексеев А. В., Бессчетнова Е. В., Богачев М. И. и др.
М.: ООО "Ваш формат", 2024.
Сущая Е. С., Кузык М. Г., Городный Н. А.
Вопросы государственного и муниципального управления. 2024. № 4.
In bk.: Model Theory and Algebra 2024. 2024. P. 87-93.
Andreyanov P., Krasikov I., Suzdaltsev A.
arxiv.org. Theoretical Economics. Cornell University, 2024
Экономика – большая и разнообразная область знания. И, хотя науки со временем усложняются и дробятся, найти интересную тему и стать успешным исследователем могут не только люди с экономическим образованием и опытом работы по специальности. Так, на факультете экономических наук работают люди с разным бэкграундом: помимо «чистых» экономистов много математиков (выпускников мехмата МГУ, МФТИ, МИЭМ, МАИ), социологов, инженеров, есть химики, филологи и философы, географы и агрономы.
Мы спросили наших коллег, кем они хотели стать в детстве и как представляли себе экономистов до того, как сами пришли в профессию.
Образы экономиста у разных людей были примерно похожими: «те, кто работает в банке», «бухгалтеры», тот, кто «считает деньги (в детстве это казалось скучным)», «с нарукавниками, счетами, усатый и очень серьезный мужчина» (при этом, отметим, половина сотрудников факультета − женщины), «тот, кто сегодня может объяснить, почему вчера не случилось то, что он предсказывал позавчера» и даже «интересные люди, вносят в нашу жизнь волшебство (особенно, когда ошибаются)». Кто-то в детстве относился к экономистам с подозрением: «Непонятно, чем занимаются, много говорят, строят прогнозы, которые не сбываются, у всех разные мнения и они противоположные». Кто-то считал их исключительно «талмудистами, марксистами». У кого-то (дочери профессора-экономиста) перед глазами были папины коллеги, и ожидания совпали с реальностью. У кого-то представления совпали частично: «В каком-то смысле ожидания оправдались: экономист – это тот, кто считает)) но, во-первых, конечно, не только деньги, а во-вторых, реальность показала, что экономика – это в первую очередь наука про причинно-следственные связи». Или так: «в 90-х я считал, что экономисты это как бухгалтеры, <…>. Ожидания, к счастью, разошлись с реальностью, а бухучет я так и не выучил». А кто-то сразу верил в лучшее и не ошибся: «Я представлял экономистов как специалистов, способных найти пути для улучшения жизни людей. Мое мнение об экономистах не поменялось с тех пор».
Но каким бы ни был образ экономистов, в детских мечтах они не встречаются. Зато там есть бортпроводницы и балерины, инженеры и программисты, писатели и актеры, певицы и археологи, продавцы мороженого и волшебники, пилоты и танкисты, химики и физики-ядерщики. Кто-то и вовсе был настроен против своей нынешней профессии: «Думала, что не хочу быть программистом и экономистом, потому что это профессии моих родителей, и мне не нравилось, что они много работают».
В ответах на вопрос «Как вы пришли в профессию экономиста» голоса разделились – большинство ответили, что выбрали ее благодаря стечению обстоятельств либо что это был их сознательный выбор (эти варианты набрали примерно поровну голосов). У многих карьерный путь был извилистым: одни сначала преподавали или репетиторствовали, другие успели поработать переводчиками, тестировщиками, «исследователем/технологом в другой отрасли». В общем, «долгий путь блужданий, ошибок и случайностей». И не факт, что этот путь пройден до конца: «Думаю, сейчас я на месте, которое можно назвать "моим" процентов на 80. Мне есть куда стремиться».
Однако есть и те, кто нашел свое место еще во время учебы. «Сразу. Вся жизнь – по специальности». Многие успели построить карьеру в индустрии: инвестиционного аналитика, финансового консультанта, риск-менеджера, поработать в Сбербанке, Центральном банке, Министерстве экономического развития. «Сделала неплохую карьеру. Но параллельное преподавание в ВШЭ оставалось пуповиной, связывающей меня с академической средой, куда со временем вернулась». «В итоге вернулась в любимую Вышку и нашла себя».
Многие отмечают, что их представление об экономике изменились со временем: «Уже позже пришло понимание, что экономика и есть наука о людях, а вовсе не о капитале, ВВП или инфляции», «Потом узнала, что хоть работа в финансах – это, в первую очередь, работа с цифрами и компьютером, это командная работа».
Почти все опрошенные легко вспомнили, как полученные ими во время учебы и работы знания пригодились в обычной жизни («А разве бывает вне рабочая жизнь? У меня так не бывает 😀»). Например, чтобы «видеть разницу между твердым знанием и предположениями, пусть даже самыми правдоподобными, смело принимать решения на основе твердого знания». Есть и более прагматичные вещи: «Ожидаемая плавная девальвация 2008-2009 гг. позволила мне купить машину на валютной спекуляции» или «Консультирую всех знакомых по кредитным вопросам». Или совсем, казалось бы, далекие от экономики: «На работе у мужа решили устроить турнир по Dota 2. А моя магистерская работа была посвящена выбору типа турнира. Я смогла дать совет по организации, опираясь на результаты моей работы». А еще экономика сближает: «В компании друзей иногда рассказываю о том, какую политику проводит Банк России, но поскольку они все также закончили Высшую школу экономики, получается все же не лекция, а дискуссия😀».
Преподавательский опыт естественным образом распространяется со студентов на детей: «Навыки самостоятельной работы с научной темой, постоянный интерес к ней, преподавательские навыки очень помогают мне при совместной работе с моими дочерьми. С раннего возраста мы занимаемся вместе с ними разными дисциплинами, регулярно и с интересом. Также как и в своей работе, я стараюсь найти наиболее удачные варианты преподавания в дошкольном возрасте, начальной школе на примере своих детей. В результате у них есть навык сосредоточения внимания на предмете, организации работы и самосовершенствования с раннего возраста. А главное, есть желание и любовь к занятиям».
Познания в области экономики меняют восприятие и самых обычных ситуаций: «Например, я часто могу сделать что-то, поскольку это будет улучшением по Парето. Совершая какие-то действия, я могу оценить их с точки зрения психологии, но часто с точки зрения максимизации полезности». Или так: «Теории полезности и затрат, общественных благ очень хорошо описывают, например, ситуацию с уборкой. Есть общественное благо в доме – чистота. Но скидываться на него все не хотят, проблема безбилетника, в итоге – уборку затевает тот, кому больше надо. В случае с семьей как правило мама вынуждена применять "стимулы от противного", чтобы вовлечь в создание чистоты других жильцов».
Оказывается полезно и преподавание: «Встречаешь самых разных людей, приходится решать порой неожиданные вопросы, в том числе этического характера. Понимаешь, как важна справедливость. Учишься терпению. Конечно, все это важно не только на работе, но и в любых других ситуациях – в семье, в общении с друзьями и просто посторонними людьми. А еще от студентов всегда чему-то учишься, и это тоже полезно, позволяет не отставать от жизни 😀😀».
Меняется ли профессия экономиста со временем? Здесь мнения разделились. Кто-то говорит, что «за 22 года преподавания микроэкономики в университете для меня ничего существенно не изменилось, разве что появился выбор соответствующих учебников». Другие признают, что «в те годы, когда я училась, большинство экономистов имели слабую математическую подготовку; мало внимания уделялось английскому языку, а сегодня невозможно представить себе ученого-экономиста, который не читает и не говорит по-английски». Кроме того, «цифровые навыки и работа с большими объемами информации стали частью компетентностного профиля экономиста». И это не всех радует: «Появился какой-то нездоровый приоритет "метрики" над "номикой". В смысле, если раньше само построение теоретических моделей и доказательство их логической непротиворечивости было обязательным навыком экономиста и действием, предшествующим любым расчетам, то сейчас считается почему-то достаточным собрать набор данных и во множестве вариаций "прогнать" его через мощности статпакетов до получения какого-то значимого результата». А кто-то просто грустит от перемен: «Все стали знать языки программирования😟». «А ещё экономисты все чаще работают на стыке с другими науками, также изучающими человеческое поведение – это социология, психология, культурология, общественное здоровье, науки об образовании и многие другие».
Люди, которые получили образование во времена плановой экономики, тоже не сходятся во мнениях. Кто-то адаптировался относительно легко: «Я училась в советское время, и учили нас управлять плановой экономикой. В 90-е экономический уклад резко поменялся. И жесткий жизненный эксперимент позволил по достоинству оценить фундаментальное образование, полученное в МГУ». Но это удалось не всем: «В советское время под экономикой понималось совсем иное, поэтому пришлось все начинать с нуля».
В целом же «экономика, как любой организм, постоянно развивается, появляются новые сферы деятельности, но это естественный процесс. В любой сфере, чтобы оставаться востребованным, надо учиться всю жизнь». «Важно иметь прочные базовые экономические знания, потому что любые методики быстро появляются или перестают быть актуальными. Приходится учиться постоянно, и в этом как раз помогает хорошая база».
Выражаем огромную благодарность всем, кто принял участие в опросе! И поздравляем всех сотрудников факультета экономических наук с профессиональным праздником – Днем экономиста!