• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Книга
Systemic Financial Risk
В печати

Springer Publishing Company, 2024.

Статья
The Impact of ESG Ratings on Exchange-Traded Fund Flows

Dranev Y., Miriakov M., Ochirova E. et al.

Journal of Corporate Finance Research. 2024. Vol. 18. No. 1. P. 5-19.

Глава в книге
The Living Standards in the USSR During the Interwar Period
В печати

Voskoboynikov I.

In bk.: Oxford Research Encyclopedia of Economics and Finance. Oxford University Press.

Препринт
Strategizing with AI: Insights from a Beauty Contest Experiment

Dagaev D., Paklina S., Parshakov P.

Social Science Research Network. Social Science Research Network. SSRN, 2024

«Старайтесь больше жить своим умом»

Выдающийся практик НИУ ВШЭ, президент инвестиционной группы «Московские партнеры», профессор факультета экономических наук и победитель вышкинского конкурса лучших научно-популярных проектов на русском языке 2022 года с Youtube-каналом Bitkogan Евгений Коган провел открытый мастер-класс на тему «Мировой финансовый кризис. Причины и последствия». Мероприятие было организовано магистерской программой «Финансовый инжиниринг».

«Старайтесь больше жить своим умом»

Профессор факультета экономических наук, научный руководитель Базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков и академический руководитель магистерской программы «Финансовый инжиниринг» Николай Берзон представил спикера как профессионального банкира, человека с огромным опытом, который более 30 лет работает на международных фондовых рынках,  и отличного рассказчика.

Коган рассказал, что знает Николая Берзона очень давно и они вместе прошли огонь и воду и сохранили взаимное уважение: «По-настоящему ты можешь сказать, что ты стал бизнесменом, только тогда, когда а) ты прошел через хорошие деньги, смог их поделить с людьми и остаться друзьями и б) смог достойно пройти очень тяжелые моменты и потом гордиться дружбой и знакомством со своими партнерами».

Он отметил, что во время глобальных перемен лучше всего учиться. Практикующим бизнесменам, финансистам сейчас приходится крутиться, адаптироваться к новым правилам, искать ниши, терять деньги, а те, кто сейчас учатся, могут пока смотреть на ситуацию со стороны и запоминать чужие ошибки.

Об этих переменах (каких, вопреки известной фразе Черномырдина, действительно никогда не было) и пошла речь. «Мы находимся в периоде экономического, финансового, геополитического, социального кризиса, где Россия – это лишь одна из сторон. И каждому из нас сегодня приходится думать о том, к чему все придет и что останется потом».

Свои первые серьезные деньги, по словам Когана, он заработал в 1998 году, когда казалось, что все вокруг рушится. Но вместе с тем кризис дает возможности: если суметь сориентироваться в ситуации, сообразить, увидеть шанс, то можно получить очень хорошую отдачу даже от небольших вложений. Когда же кризис закончится и система придет в новое равновесие, для того, чтобы зайти на рынок, занять какую-то нишу, снова потребуются огромные ресурсы. Он привел в пример нескольких своих знакомых, кто хорошо зарабатывает и сейчас, например занимаясь параллельным импортом.

Коган перечислил экономические кризисы XXI века. Первым был кризис доткомов 2000 года. Тогда многие потеряли деньги, но причины кризиса были понятны, и он не поменял правила игры. Кризис 2008 года оказался интереснее, по словам Евгения Когана, он стал результатом человеческой жадности и отсутствия контроля над долговыми инструментами. Его залили напечатанными деньгами и проскочили очень быстро. Валютный кризис 2014 года касался в основном России. Пандемия стала причиной жесткого и неожиданного кризиса, бороться с ним начали привычными способами – вливая в экономику деньги. Это вызвало неизбежный рост инфляции, с которым мы имеем дело и сейчас. Полученные от государства и сэкономленные людьми за время изоляции деньги хлынули на рынок, который не мог удовлетворить спрос из-за логистического кризиса. Стали расти цены на все: и на продовольствие, и на сырье, и на промышленные товары.

Вызванный пандемией энергетический кризис (с отрицательными ценами на нефть) стал одной из причин недофинансирования нефтяной отрасли: руководители банков стали считать нефтедобывающие компании куда менее надежными заемщиками, чем раньше. Одновременно с этим набирал силу экоактивизм и левые идеи, и государства (во главе с США) начали снижать поддержку нефтяных компаний. В результате предложение на рынке энергоресурсов упало и цены пошли вверх.

Особо серьезные проблемы начались у европейских стран. Они хотели бы сократить объемы газа, закупаемого у России, но и США оказались не готовы поставлять достаточное количество газа, учитывая спрос со стороны Китая. Цены на газ и электричество поползли вверх, а за ними – цены на все остальное. Центробанки реагируют на это повышением ставок. Но это сразу же осложняет выплату процентов по кредитам тем, кто взял в долг, когда деньги были дешевыми. Возникает угроза нового долгового кризиса. Получается, что бы регуляторы ни предприняли, станет только хуже. И в следующем году можно ожидать большого числа банкротств компаний, которые с долгами не справились.

«Мы с вами оказались в совершенно уникальной ситуации одновременно и инфляции, и борьбы с ней, которая приводит нас к рецессии в мире. Геополитический кризис никуда не делся и, судя по всему, будет усиливаться. Идет глобальное противостояние держав, и если вы думаете, что основная скрипка здесь – это Россия и Америка, вы ошибетесь. Основное противостояние идет между Америкой и Китаем».

Китай сейчас – одна из немногих стран, где почти нет инфляции и где правительство может стимулировать экономику, вливая в нее деньги. Да, рост экономики замедлился, но по сравнению с другими странами ситуация хорошая. К тому же протесты, похоже, подействовали, и в выступлениях китайских властей начала пробиваться идея о том, что не так-то ковид и страшен. Можно ожидать смягчения ограничений и отхода от политики нулевой терпимости.

Финансистам Китай интересен и потому, что, хотя пока конкурентов у доллара в качестве резервной валюты нет, юань имеет потенциал стать ею в будущем. Господство доллара опирается на мощь экономики США, их технологии, военную силу и административные возможности. Рынки других стран не так объемны, в их валютах доступно не так много инвестиционных инструментов с такой же ликвидностью. Но Китай постепенно продвигает свою валюту, договариваясь о расчетах в юанях с другими странами: и поставщиками нефти, и покупателями китайских товаров.

А что ждет российскую экономику? Непростое время. Говорить о том, что экономика справилась с кризисом, даже если она упала меньше, чем ожидалось в начале года, сложно. Да, высокие цены на нефть и газ несмотря ни на что дают хорошие доходы бюджету, что поддерживает рубль, но это не навсегда. Почему экономика вообще держится при таком объеме санкций? По мнению Когана, причина в живучести и изворотливости российских предпринимателей, которые привыкли работать в очень непростых условиях – «им мало что страшно». Многие быстро нашли новых поставщиков, новые логистические пути и продолжают свое дело.

«Нужно сегодня думать необычно, меньше читать журналистов, меньше читать телеграм-каналы, думать самим. Старайтесь больше жить своим умом, абстрагироваться, немножко подниматься над текущими проблематиками, пытайтесь видеть более глобальные процессы. То, что сегодня очень ярко, видимо и всеми подсвечено – это мишура, а истина где-то в другом месте».