Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Макеева Е. Ю., Гришунин С. В., Анилов А. Э. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Черепнев М. А., Грачева С. С.
Информационные технологии. 2024. Т. 30. № 8. С. 417-424.
Белов С. К.
В кн.: Международная студенческая олимпиада по статистике. Ч. 2. ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", 2024. С. 184-189.
Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2024. No. 270/EC/2024.
Даже снизившись по сравнению с 1990-ми, уровень потребления алкоголя в России остается довольно высоким. Как и во многих других северных странах, люди отдают предпочтение крепким напиткам, а смертность от причин, связанных со злоупотреблением, выше, чем в южных регионах. Чтобы разработать эффективные меры по борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя, надо хорошо понимать, какие факторы определяют предрасположенность к нему и какие группы населения находятся в зоне риска.
Проведенные ранее исследования показывают, что на благополучие человека (на его образованность, успешное трудоустройство, размер зарплаты и даже продолжительность жизни) могут влиять так называемые некогнитивные навыки, или личностные черты. Однако они же связаны и с опытом употребления спиртного. Во-первых, некогнитивные навыки сказываются на образовательных успехах человека, а они, в свою очередь, влияют на риск чрезмерного потребления алкоголя — исследователи делали вывод, что более образованные люди менее склонны к пьянству. Во-вторых, некогнитивные навыки на начальном этапе формируются в семье, и если у родителей проблемы с алкоголем, то их дети с меньшей вероятностью получат качественное образование и с большей сами окажутся неравнодушны к спиртному. В-третьих, от личностных черт зависит, насколько актуальны для человека различные причины употребления спиртного (например, кто-то пьет, потому что не может отказаться, находясь в компании, кто-то — в попытке укрепить отношения, а кто-то — чтобы заглушить негативные эмоции).
В своей работе исследователи факультета экономических наук ВШЭ использовали модель «Большой пятерки» некогнитивных навыков. К ним относятся открытость новому опыту (любознательность, креативность), ответственность (исполнительность, самодисциплина), экстраверсия (общительность, уверенность в себе, активность), доброжелательность (готовность сотрудничать, идти на компромиссы) и эмоциональная стабильность (уровень тревожности, импульсивность).
Работа проводилась на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS) НИУ ВШЭ за 2016–2018 годы, использовалась информация о более чем 10 тысячах респондентов: их пол, возраст, образование, доход, семейный статус, место жительства, национальность, религиозная принадлежность и так далее. Участников в числе прочего спрашивали, употребляют ли они алкоголь и пили ли его в последние 30 дней. Если на второй вопрос респондент давал положительный ответ, его спрашивали о типе спиртного, количестве выпитого и частоте употребления. Отдельным блоком шли вопросы, позволяющие измерить некогнитивные навыки.
Результаты показали, что с учетом крепости напитков мужчины пьют вчетверо больше женщин. Чаще всего употребляют люди в возрасте 30–39 лет (более половины ответили, что пили хотя бы раз за последний месяц), а выпускники колледжей и университетов более умеренны в отношении спиртного, чем люди без диплома.
Среди воздерживающихся от употребления значительно больше людей с высоким уровнем ответственности и доброжелательности и меньше экстравертов. Похожим образом связаны эти личностные черты и количество алкоголя. Те, кто входит в четверть наиболее исполнительных и дисциплинированных, пьют в среднем вдвое меньше тех, кто по этим качествам оказался в последней четверти. Эмоциональная нестабильность, напротив, дает значительную прибавку к среднему объему потребления.
Еще один важный результат, не наблюдавшийся в более ранних исследованиях: если из модели убрать переменные, касающиеся некогнитивных навыков, то роль образования среди факторов, влияющих на потребление алкоголя, значительно возрастает. Это может означать, что образование и риск злоупотребления связаны не напрямую, а через личностные черты.
Значимый эффект некогнитивных навыков для потребления алкоголя явно показывает, что эти характеристики должны стать фокусом образовательной политики, причем в первую очередь на этапе дошкольной и школьной подготовки. Важная черта некогнитивных навыков в том, что они начинают формироваться еще в детстве, со временем становятся все менее восприимчивы к внешнему воздействию и при этом имеют длительный накопительный эффект на, казалось бы, очень разные социально-экономические показатели — от решения учиться в университете и выбора карьеры до склонности к вакцинации и аддиктивного поведения. Поэтому для достижения лучших результатов, в частности снижения потребления алкоголя, нужно как можно раньше формировать позитивные навыки: добросовестность, эмоциональную стабильность. Заниматься этим на этапе получения высшего образования может быть уже слишком поздно.
Ксения Рожкова
Один из авторов работы, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Работа проводилась совместно с Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.
IQ