Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Райнерт Э. С.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2025.
Вопросы экономики. 2024. № 12. С. 110-130.
In bk.: Model Theory and Algebra 2024. 2024. P. 87-92.
Andreyanov P., Krasikov I., Suzdaltsev A.
arxiv.org. Theoretical Economics. Cornell University, 2024
За последние десятилетия российский рынок высшего образования претерпел ряд серьёзных изменений, что не могло не сказаться на качестве образовательных программ. При этом вопрос о ранжировании вузов по качеству до сих пор остаётся дискуссионным. В предыдущих работах как индикаторы качества образования использовались позиция в Рейтинге качества приёма (РКП), основанном на средних баллах ЕГЭ среди студентов, принятых на бюджетные места, а также статус университета.
Доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Илья Прахов расширил количество характеристик, которые могут быть использованы как индикаторы качества высшего образования. Среди них — статус университета как федерального или национального исследовательского, участие в Проекте 5–100, членство в Ассоциации ведущих университетов. Эти статусы подразумевают дополнительное финансирование для развития образовательных и исследовательских проектов, привлечение ведущих учёных и стимулирующие контракты для преподавателей, стремление к конкурентоспособности на отечественном и международном рынке.
Кроме того, в работе были использованы данные лонгитюдного исследования российской молодежи «Траектории в образовании и карьере». Панельный характер данных позволяет проследить образовательные и карьерные траектории молодых людей, начиная со средней школы. Для изучения были отобраны анкеты выпускников университетов, которые вышли на рынок труда и имели оплачиваемую работу.
Почти все регрессионные модели подтвердили наличие статистической связи между вышеперечисленными показателями и заработной платой выпускников. Исследование, опубликованое в International Journal of Educational Development, показало, что уровень селективности вузов, измеряемый на основе РКП, положительно связан с заработной платой выпускников. В частности, увеличение среднего балла ЕГЭ абитуриентов, поступивших на бюджетные места, соответствует 2-процентному бонусу к зарплате. Этот эффект оказался выше, чем тот, который был обнаружен в предыдущих исследованиях.
Интересно, что обучение в федеральном университете не дало никаких преимуществ в зарплате на рынке труда, а, наоборот, привело к её снижению: выпускники таких вузов получают в среднем на 15% меньше. Это можно объяснить тем, что, как правило, ФУ появлялись в результате объединения нескольких вузов, особый статус присваивался не на основе конкурса или показателей эффективности и, следовательно, не отражает качество образования.
Другие особые статусы вузов приносят их выпускникам значительную прибавку к зарплате. Так, выпускники НИУ зарабатывают в среднем на 22% больше, чем выпускники других вузов, а окончание университета, участвовавшего в Проекте 5–100, увеличило зарплату почти на 17%.
Вузы, получившие особый статус на конкурсной основе, могут инвестировать полученные средства в развитие исследовательской и преподавательской деятельности, привлекать талантливых учёных, что благоприятно отражается на качестве образования. Можно предположить, что выпускники вузов — участников проекта «Приоритет-2030» также могут рассчитывать на прибавку к заработной плате по сравнению с выпускниками вузов без исследовательского статуса.
Илья Прахов
Автор исследования, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Следует отметить, что зарплаты выпускников различаются в зависимости от пола: гендерный разрыв в оплате труда составляет 33–37% в пользу мужчин. Если в числе независимых переменных учитывать специализацию, гендерный разрыв уменьшается, но все еще остается на довольно высоком уровне (26–33%).
Опыт работы во время обучения в университете не приносит дополнительных преимуществ в контексте заработной платы. Это может быть связано с тем, что около 79% выпускников вузов из выборки имеют такой опыт, и вариация этого показателя очень низкая.
При изучении влияния специальности на заработную плату было установлено, что выпускники инженерных и военных специальностей получают в среднем больше, а выпускники медицинских специальностей оказались с самой низкой заработной платой. Это можно объяснить тем, что процесс подготовки врачей более длительный и на этапе исследования такие выпускники могут быть трудоустроены на ограниченный круг рабочих мест.
Кроме того, в исследовании изучалось влияние характеристик семьи и школы на заработную плату. Выяснилось, что доход родителей положительно связан с зарплатой выпускников. Исследование также выявило, какое влияние на заработную плату оказывают индивидуальные результаты ЕГЭ и обучение в школе с углубленным изучением предметов. Например, выпускники спецшкол после окончания вуза зарабатывают в среднем на 10% больше, чем выпускники обычных общеобразовательных школ. Таким образом, неравенство в зарплатах может формироваться ещё до поступления в вуз.
Качество вуза — это не единственный предсказатель успеха на рынке труда. Помимо него, положительный вклад в заработную плату даёт личная мотивация студента, окружение, школьный бэкграунд и так далее. Именно поэтому экономисты называют образование «доверительным благом»: порой достаточно сложно определить, что именно определило успех конкретного выпускника. Следовательно, для успеха на рынке труда все эти факторы должны работать в совокупности. Но чтобы получить максимальный эффект от высшего образования, в первую очередь нужно выбирать вуз, максимально отвечающий собственным способностям и интересам.
Илья Прахов
Автор исследования, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Крупномасштабные инициативы в области высшего образования (создание национальных исследовательских университетов, развитие Проекта 5–100) дали положительный эффект: возросла конкуренция между вузами за студентов, преподавателей, дополнительное финансирование, вузы стали более активно развивать собственные исследования. В результате возросло качество студентов и преподавания, что повлияло и на заработные платы выпускников. Следовательно, делает вывод учёный, подобные программы поддержки российских вузов необходимы, поскольку качественное высшее образование приносит пользу не только конкретному выпускнику, но и обществу в целом.
Необходимо создавать точечные программы для вузов, по ряду причин не получивших особый статус, для того, чтобы мотивировать сотрудников к качественному преподаванию, и для того, чтобы эти вузы также могли привлекать талантливых студентов. Такие программы позволят сгладить вариацию качества высшего образования.
Илья Прахов
Автор исследования, доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ
IQ