Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Под редакцией: И. В. Ивашковская
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Iuliia Naidenova, Parshakov P., Tylkin I. et al.
Journal of Economic Behavior and Organization. 2024. Vol. 227.
Белов С. К.
В кн.: Международная студенческая олимпиада по статистике. Ч. 2. ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", 2024. С. 184-189.
Veselov D. A., Yarkin A.
IZA Discussion Papers. No. 17045. IZA, 2024
Привычные методы оценки экономических показателей дорогостоящи и не всегда эффективны: пока данные собираются и обрабатываются, экономическая ситуация может кардинально измениться. Пандемия COVID-19 и санкционный шок 2022 года доказали, что традиционные подходы к измерению деловой активности и потребительских настроений не подходят для оперативной фиксации происходящего.
Для оценки деловой активности традиционно используют метод опросов промышленных предприятий. Формируемые на основе опросов индексы предпринимательской уверенности и деловой активности позволяют предсказывать оживление или ухудшение экономической ситуации.
А для измерения потребительских настроений обычно интервьюируют несколько тысяч респондентов. Считается, что свое мнение относительно состояния экономики население выражает через объем потребления и/или накоплений. На основе ответов рассчитываются индексы потребительской уверенности и потребительских ожиданий.
Эксперты Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ предложили альтернативный подход для оценки экономических процессов — использовать данные поисковых систем. Идея состояла в том, чтобы построить такие индексы, которые бы хорошо отражали ожидания бизнеса и населения, но не на основе традиционных опросов, как раньше, а с помощью анализа запросов в интернете. Чтобы сформировать поисковый образ, исследователи отобрали 24 слова и словосочетания, которые связаны с неопределенностью и ожиданиями, и использовали их для расчета общего индекса ожиданий деловой активности.
Поисковый термин |
Общий индекс ожиданий деловой активности |
Индекс ожиданий деловой активности потребителей |
Индекс ожиданий деловой активности бизнес-сообщества |
курс доллара |
+ |
+ |
+ |
кредит |
+ |
+ |
|
курс рубля |
+ |
+ |
|
ЦБ + Центральный банк |
+ |
|
+ |
ипотека |
+ |
+ |
|
вклад |
+ |
|
|
курс евро |
+ |
|
+ |
банкротство + банкрот |
+ |
+ |
|
инвестиция + инвестор |
+ |
|
|
биткоин |
+ |
|
|
санкция |
+ |
|
|
криптовалюта |
+ |
|
|
инфляция |
+ |
|
|
цена нефти |
+ |
+ |
+ |
облигация |
+ |
|
|
Минфин + министерство финансов |
+ |
|
|
ценная бумага |
+ |
|
|
процентная ставка |
+ |
|
|
Московская биржа |
+ |
|
+ |
ключевая ставка |
+ |
|
|
экономический кризис + финансовый кризис |
+ |
+ |
|
финансовый рынок — класс |
+ |
|
|
рынок недвижимости |
+ |
|
+ |
фондовый рынок |
+ |
|
|
По каждому термину были проанализировали ряды интенсивности запросов c января 2010 года по октябрь 2022 года с месячной периодичностью. Для установления связи между отдельными словами и опросными индексами использовался метод байесовского усреднения. Данные о частоте запросов по отдельным словам методом главных компонент были агрегированы в композитные индексы.
Эти индексы максимально точно повторяли поведение классических опросных индексов — индекса ожиданий деловой среды РСПП и индекса потребительских настроений ЦБ и ВЦИОМ за последние 12 лет, а в некоторых случаях точность прогноза потребительской уверенности даже выросла на 5–20%.
Анализ корреляций и функций импульсного отклика показал, что индекс ожиданий деловой среды РСПП хорошо объясняется динамикой запросов населением РФ следующих 6 слов/словосочетаний в интернете: «курс доллара», «ЦБ (Центральный банк)», «курс евро», «цена нефти», «Московская биржа», «рынок недвижимости». А индекс потребительских настроений описывается 7 терминами: «курс доллара», «кредит», «курс рубля», «ипотека», «банкротство (банкрот)», «цена нефти», «экономический кризис (финансовый кризис)».
Новые композитные индексы, построенные на использовании данных поисковиков, могут с успехом заменить традиционные опросные индексы РСПП, ЦБ и ВЦИОМ. Их основным преимуществом, по мнению авторов методики, является то, что они позволяют делать оценки на выборке в несколько миллионов человек при минимальных затратах на сбор данных. При этом, в отличие от опросов предпринимателей или населения, на которые опираются традиционные индексы ожиданий, метод позволяет ежедневно обновлять прогнозы в разрезе регионов, товаров, групп населения или по тематикам (рынки труда, курсы валют и др.).
Статистическое исследование экономических процессов на мезоуровне, как правило, оперирует небольшим числом индикаторов из очень разных сфер. Наш метод способен за короткое время и минимум финансовых ресурсов прогнозировать динамику макроиндикаторов и известных индексов в разрезе субъектов РФ, не уступая по качеству результатов исследованиям, построенным на данных полевых опросов. В своей работе мы предложили способ генерирования важного для социально-экономических исследований массива данных и показали, в каком направлении будет развиваться региональная статистика.
Анна Федюнина
Заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ
С помощью разработанного алгоритма экономисты смогут своевременно выявлять реакцию бизнеса и населения на отдельные новости и шоки. Новый инструмент также будет полезен органам исполнительной власти и институтам развития на федеральном, региональном и муниципальном уровне для оперативной выработки мер поддержки или отслеживания эффектов от принятых решений.
Исследование реализовано в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».
IQ