• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Статья
Connectedness between (un)conventional monetary policy and islamic and advanced equity markets: A returns and volatility spillover analysis

Choi S., Phiri A., Teplova T. et al.

International Review of Economics and Finance. 2024. Vol. 91. P. 348-363.

Глава в книге
The Living Standards in the USSR During the Interwar Period
В печати

Voskoboynikov I.

In bk.: Oxford Research Encyclopedia of Economics and Finance. Oxford University Press, 2024.

Препринт
Strategizing with AI: Insights from a Beauty Contest Experiment

Dagaev D., Paklina S., Parshakov P.

Social Science Research Network. Social Science Research Network. SSRN, 2024

Более 75% россиян не готовы пожертвовать сегодняшними благами ради будущих поколений

Доцент ФЭН ВШЭ Владимир Карачаровский изучил готовность людей заботиться о будущих поколениях в контексте понятий “спасенные человеческие жизни” и “здоровые и благополучные годы жизни”. Оказалось, что большинство респондентов не готовы приносить в жертву повышение своего благополучия ради улучшения жизни будущих поколений. Они скорее предпочтут программы социального развития, ориентированные на сегодняшний день.

Более 75% россиян не готовы пожертвовать сегодняшними благами ради будущих поколений

ISTOCK

Доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Владимир Карачаровский изучил готовность людей заботиться о будущих поколениях в контексте понятий «спасённые человеческие жизни» и «здоровые и благополучные годы жизни». Примерно четверть опрошенных способны отказаться от роста благополучия сегодня ради улучшения жизни на горизонте 25 и 50 лет. Большинство же респондентов скорее предпочтут программы социального развития, ориентированные на сегодняшний день. Результаты исследования опубликованы  в журнале «Мир России». 

Исследование с подобным дизайном и логикой эксперимента проведено в России впервые при поддержке Российского научного фонда (РНФ) (проект №16-18-10270).

Идея временного отказа от благополучия в настоящем в пользу будущих поколений уходит корнями в коммунистические общества XX века. Однако легитимность этой идеи в сознании современных людей — одна из основных характеристик модернизационного потенциала общества.

Исследование доцента факультета экономических наук НИУ ВШЭ Владимира Карачаровского позволяет оценить, насколько люди готовы отказаться от благ в настоящем ради благополучия будущих поколений. Для этого респондентам предлагается перераспределить во времени количество двух специфических благ: «спасённых человеческих жизней» (благодаря продвинутым медицинским технологиям) и «здоровых и благополучных лет жизни». Нужно либо отказаться от блага сегодня, чтобы потомки получили его в большем объёме, либо получить благо прямо сейчас, не заботясь о будущих поколениях.

В подобных исследованиях прибегают к методу гипотетических ситуаций. В работе Владимира Карачаровского в одном случае респонденты выбирали между спасением 100 человеческих жизней сегодня или большего количества жизней через 25 и 50 лет. В другом — между тем, чтобы дополнительно получить три здоровых и благополучных года жизни сегодня, и тем, чтобы больше таких лет досталось потомкам.

Данные, на которые опирается автор статьи, — это результаты массового репрезентативного исследования по России. Выборка составила 1000 человек. Автор обращает внимание, что «использование данных, собранных до внешних шоков 2020–2022 годов, позволяет изучать общество в его стабильном состоянии и выявлять ценностные диспозиции, которые могут маскироваться в экстремальные периоды».

Исследование показало, что вопрос отказа от сегодняшних благ ради будущего готовы обсуждать менее четверти опрошенных. Цена отказа в пользу будущих поколений от блага «здоровые и благополучные годы жизни» оказалась ниже для респондентов старшего возраста, которые выросли в небольших городах. То есть чем старше респондент, тем за меньшее количество благополучных лет в будущем он готов пожертвовать сегодняшними дополнительными годами благополучия. То же справедливо и для тех, чьё детство прошло вдали от мегаполисов и областных центров. При этом для среднестатистического респондента каждый дополнительный год здоровой и благополучной жизни в настоящем как минимум в три раза более ценен, чем один год благополучия через 25 лет, и как минимум в семь раз более ценен, чем через 50 лет.

Российские респонденты оценивают одну жизнь, спасённую сегодня, в среднем как 100 жизней, спасённых через 25 лет, или как 220 жизней, спасённых через 50 лет.

Чем выше среднедушевой доход семьи и чем больше у респондента детей, тем за меньшее количество спасённых в будущем жизней он готов отказаться от спасения 100 жизней сегодня. При этом для периода в 50 лет факторы дохода и большой семьи уже оказались статистически незначимыми.

Голосуя за 25-летнее будущее, респондент «резервирует» возможность получить эти блага для своих детей или для самого себя в старости. Горизонт в 50 лет уже гораздо менее ценен для респондента с этой точки зрения. Но правда и то, что респондент не может знать, чья именно жизнь будет спасена, поэтому говорить о целиком утилитарных мотивах его выбора нужно с осторожностью.

Владимир Карачаровский
Доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Наконец, более 75% респондентов предпочли получить гипотетические блага сегодня и отказались выбирать вариант в пользу будущего, какое бы количество благ ни получили при этом потомки. Для большинства спасённая сегодня жизнь и сегодняшнее благополучие обладают бесконечно более высокой ценностью, чем те же блага даже в большем количестве в горизонте 25 или 50 лет. Интересно, что в аналогичных исследованиях на американской и западноевропейских выборках доля таких респондентов составляла в среднем 40–50%.

Отвечая на вопрос, чем руководствуются люди в своем нежелании думать о будущих поколениях, автор акцентирует внимание на двух причинах. Во-первых, это современный социальный дискурс с присущей ему установкой carpe diem (лови текущий день) и верой в прогресс, который должен автоматически улучшить жизнь в будущем. Во-вторых, это память о крахе коммунистического проекта России, что ведёт к недоверию ко всем общественным программам с отложенным эффектом.
IQ