• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Факультет экономических наук: Заместитель декана по проектной работе и взаимодействию с партнерами Пильник Николай Петрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Мероприятия
9 декабря – 25 декабря
26 декабря, 18:00
проводится онлайн 
22 января 2025 – 1 марта 2025
online 
Статья
Влияние изменений кредитных рейтингов на динамику цен акций

Галанова А. В., Овсяник В. А.

Наука и практика. Научно-аналитический журнал РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2024. Т. 16. № 3 (55). С. 37-50.

Глава в книге
The Development of Assistive Technologies and Its Role Towards Successful Inclusion: The Case of Russia

Sinyavskaya O., Pishnyak A., Cherviakova A. A. et al.

In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. P. 139-167.

Между склонностью к инновациям и успехами в учебе обнаружена обратная зависимость

Сотрудники ФЭН ВШЭ Мария Евдокимова и Анастасия Степанова исследовали связь между личностными характеристиками студентов и их тягой к созданию нового. Исследователи выяснили, что склонность студентов к инновациям снижает их средний балл во время обучения: студенты-инноваторы учатся не за оценки.

Между склонностью к инновациям и успехами в учебе обнаружена обратная зависимость

ISTOCK

В современном мире инновации — один из главных драйверов экономического роста. ВВП на душу населения в странах с более инновационной и технологичной экономикой обычно выше, а люди в них более богаты. Под инновациями понимаются любые новшества: новые вещи и идеи, процесс их создания и внедрения. Но ученые до сих пор мало знают о том, почему одни люди больше склонны к созданию нового, чем другие. Психотерапевт София Швайцер-Шуберт считает, что в обществе инновационный процесс зависит от личной склонности каждого его члена к инновациям и внешних условий, которые позволяют реализовать задуманное.

Чтобы выявить предрасположенность людей к новому, Майкл Киртон еще в 70-е годы прошлого века разработал опросник, на котором основаны многие современные исследования. Опросник Киртона позволяет понять, как люди работают с информацией и принимают решения. Ученый выделил две группы людей: инноваторов, которые стремятся решать задачи нестандартно, и адаптирующихся, которые хотят делать задачи лучше и качественнее и решают их четко и структурированно.

Исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ Мария Евдокимова и  Анастасия Степанова решили выяснить, как склонность к инновациям (т.е. нестандартным решениям задач) связана с успехами студентов в учебе и есть ли какие-то факторы, которые позволяют заранее выявить инноваторов. Для этого они провели опрос среди 203 студентов экономических специальностей. У каждого из них оценили склонность к инновациям, стремление к новому жизненному опыту, креативность и склонность к риску.

Инновационность оценили по 9-балльной шкале. Студентов, получивших 0–3 балла, включили в группу адаптирующихся, а от 4 до 8 баллов — в группу инноваторов. Больше всего среди опрошенных — 50 человек — получили 2 балла по этой шкале. Всего же по результатам опроса 122 человека оказались адаптирующимися, а 81 — инноваторами. Затем эту склонность сравнили с другими характеристиками и средним баллом студентов. Исследование, опубликованное в препринте «Склонность студентов к инновациям: определяющие факторы и влияние на средний балл», выявило связь между успехами в учебе и личностными характеристиками, обнаружив обратную зависимость между склонностью к инновациям и успехами в учебе.

Самыми значимыми чертами личности, повышающими склонность к инновациям, стали готовность принимать риски, стремление к новому жизненному опыту и увлечение экстремальными видами спорта. Студенты с такими качествами чаще попадали в группу инноваторов. Больше всего с инновационностью оказалось связано желание получать новый опыт. Выяснились и гендерные различия: девушки чаще оказывались в группе адаптирующихся, а их склонность к инновациям почти на 0,5 балла ниже. Среди адаптирующихся доля девушек составила 70%, а среди инноваторов — только 50%. Ученые изучили и влияние склонности к инновациям на оценки во время учебы. У инноваторов средний балл обычно ниже на 1 единицу в 10-балльной системе. Исследование показало, что более высокие оценки — один из сигналов, что студент скорее принадлежит к адаптирующемуся типу.

С моей точки зрения, студентам-инноваторам просто неинтересно выполнять задания на 100%, так как они не получают достаточно морального удовлетворения, чтобы перекрыть возрастающие затраты усилий на обучение, в отличие от адаптирующихся студентов, удовлетворение которых растет вместе с более высоким баллом.

Мария Евдокимова
Преподаватель Школы финансов ФЭН НИУ ВШЭ

Это исследование стало одной из первых попыток изучить факторы, влияющие на внутреннюю склонность студентов к созданию нового, и показать, как эти характеристики влияют на их академические результаты. Авторы отмечают, что работу стоит продолжать: они опросили только студентов экономических специальностей, а это направление, по их мнению, может быть менее привлекательно для инноваторов из-за высокой популярности и меньшего риска для успешной будущей карьеры.

Было бы интересно оценить, влияет ли склонность к инновациям на выбор вида деятельности и оценку степени удовлетворенности жизнью у взрослого человека. Могу предположить, что существенная разница между склонностью к инновациям человека и требуемой в его деятельности склонностью к инновациям приведет к снижению счастья и, возможно, богатства.

Мария Евдокимова
Преподаватель Школы финансов ФЭН НИУ ВШЭ

В будущих исследованиях мы хотим связать склонность к инновациям с личным горизонтом видения и планирования человека. А дальше у нас запланирована работа, которая покажет влияние склонности к инновациям и других особенностей поведения на способность человека принимать крупные экономические решения, например руководить компанией.

Анастасия Степанова
Доцент Школы финансов ФЭН НИУ ВШЭ

IQ