Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Под редакцией: И. В. Ивашковская
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Naidenova I., Parshakov P., Tylkin I. et al.
Journal of Economic Behavior and Organization. 2024. Vol. 227.
Бондаренко К. А., Стародубцева М. Ф., Куприянов А. и др.
В кн.: Макроэкономика. Практикум странового анализа. М.: НИЦ Инфра-М, 2025. Гл. 2. С. 105-195.
Veselov D. A., Yarkin A.
IZA Discussion Papers. No. 17045. IZA, 2024
Институциональная среда в стране является ведущим фактором миграционных потоков. Институты влияют как напрямую, через визовое и миграционное законодательство и контроль за границами, так и косвенно, через низкую коррупцию и эффективную правовую систему. К такому выводу пришли стажеры-исследователи НУЛ пространственно-эконометрического моделирования социально-экономических процессов в России Валентин Войтенков и Алина Уразбаева в соавторстве с коллегой Рогнедой Васильевой в статье «Влияние институциональных факторов на взаимную миграцию: гравитационный подход».
Авторы рассмотрели взаимные миграционные потоки трех мировых регионов с наибольшим притоком мигрантов: Евросоюз, СНГ и США. Для анализа были рассмотрены три группы переменных: географические, связанные с расстоянием между странами и общей границей, культурные и экономические, то есть общий язык, уровень инфляции, состояние рынка труда, и институциональные, которые включают политическую стабильность, индекс демократии, коррупцию, государственные регуляции.
Выяснилось, улучшение институциональной среды неравномерно влияет на миграционные потоки. Так, улучшение позиции страны в индексе государственного регулирования на 1 пункт снижает миграцию на 2,5%. Это связано с усилением миграционного контроля и бюрократии при переезде. А контроль за коррупцией и верховенством права, наоборот, повышает приток мигрантов на 1,4%, как и более высокий индекс демократии.
Существенно влияет и разница в ВВП на душу населения между странами: она приводит к увеличению на 0,5%. То есть при переезде в ЕС и США мигранты из стран СНГ и России нацелены прежде всего на улучшение финансового положения и ищут более стабильную и качественную институциональную среду. При этом мигранты из стран СНГ чаще стремятся именно в Россию в связи с близостью языка, культуры и институтов в этих странах, а также большими возможностями для предпринимательства.
Источник: телеграм-канал факультета экономических наук Инфо_ФЭН. Подписывайтесь!