Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Под редакцией: И. В. Ивашковская
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Iuliia Naidenova, Parshakov P., Tylkin I. et al.
Journal of Economic Behavior and Organization. 2024. Vol. 227.
Белов С. К.
В кн.: Международная студенческая олимпиада по статистике. Ч. 2. ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", 2024. С. 184-189.
Veselov D. A., Yarkin A.
IZA Discussion Papers. No. 17045. IZA, 2024
Победа в футбольном матче зависит от таланта игроков, их сыгранности, настроения в команде, выбранной тренером тактики. Кроме того, одним из важных показателей, отражающих стремление игроков выиграть матч, является дистанция пробега. Конечно, многие могли заметить, что чрезвычайно результативный нападающий Лионель Месси сравнительно мало передвигается по полю. Однако игроки других позиций могут быть гораздо более подвижными. Поэтому экономисты рассматривают общую дистанцию, которую вся команда пробегает за матч, и оперируют принципом «при прочих равных», который невозможно соблюсти на уровне одного наблюдения. Исследования показывают, что общая дистанция значимо влияет на вероятность победы команды.
Казалось бы, чтобы игроки во время матча больше бегали, нужно использовать финансовую мотивацию. Суммы, за которые футбольные клубы покупают игроков, а также их гонорары достигают десятков, а у звёзд — сотен миллионов евро в год. Но исследования показывают, что стоимость игрока далеко не всегда определяется эффективно. Обычно при расчёте гонорара учитывают спортивный талант игрока, лидерские качества и способность играть в команде. Однако рынок, например, не учитывает пробегаемую игроком дистанцию.
Получается, что дистанция важна с точки зрения потенциальной победы, но она не принимается во внимание при назначении гонорара. А значит, финансовая мотивация не является первоочередной при выборе игроками уровня усилий в матчах. В таком случае может значимо влиять нефинансовая мотивация. Например, игроки могут разделять ценности своего клуба и болельщиков и в более значимых матчах будут прилагать больше усилий.
Исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ задались вопросом, что, кроме денег, мотивирует футболистов прикладывать усилия на игровом поле. Они проанализировали данные 1377 матчей нескольких сезонов немецкой бундеслиги, результаты их исследования опубликованы в «Журнале Новой экономической ассоциации».
Чтобы оценить прилагаемые игроками усилия, авторы построили модель, которая сравнивала дистанции, пробегаемые игроками в обычных матчах и в матчах с решающим значением для клуба и болельщиков. Анализ показал, что во втором случае футболисты могут прилагать больше усилий. Исследователи нашли значимый эффект для матчей-дерби, в которых встречаются две команды из одного города. Такие матчи часто более насыщены игровыми моментами.
Матчи-дерби — это один из видов соперничества команд, которые территориально находятся близко друг к другу и имеют долгую историю противостояния. Такие игры вызывают повышенное внимание зрителей, но ничем не отличаются от других матчей с точки зрения положения команды в турнирной таблице. Поэтому на примере таких игр можно наблюдать за нефинансовой мотивацией игроков.
Инна Зайцева
Научный сотрудник факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Используя регрессионный анализ методом наименьших квадратов и модели с фиксированными эффектами, авторы оценили влияние дерби на суммарное пройденное командой за матч расстояние и нашли один устойчивый значимый эффект.
Играя с давним соперником, при прочих равных команды действуют более активно. Сверх того, команда, которая играет на домашнем стадионе, бегает примерно на 10% больше.
Однако эффект дерби несущественно влияет на команду гостей, из чего можно сделать вывод, что игроки прилагают дополнительные усилия только перед домашней аудиторией. Этот результат, считают исследователи, можно объяснить преобладанием у гостей защитной тактики, которая при этом требует меньшего передвижения игроков по полю.
Результат исследования позволяет сделать вывод о том, что игроки стратегически выбирают уровень усилий в матчах в зависимости от силы соперника, важности матча для команды (статус дерби, важность матча для болельщиков). По мнению исследователей, прямая связь оплаты с уровнем усилий могла бы повысить мотивацию игроков занимать оптимальную позицию и для этого больше передвигаться по полю, а это, в свою очередь, могло бы повысить результативность команд.
IQ
Департамент теоретической экономики: Старший преподаватель