• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Факультет экономических наук: Заместитель декана по проектной работе и взаимодействию с партнерами Пильник Николай Петрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Мероприятия
9 декабря – 25 декабря
22 января 2025 – 1 марта 2025
online 

"Финансистам нужно учиться работать с эмоциями": на факультете экономических наук прошла встреча студентов с известным банковским топ-менеджером Валентином Морозовым

5 марта в Высшей школе экономики в рамках проекта Росмолодежи «Диалог на равных»  известный российский топ-менеджер, один из ведущих экспертов по методологии изменения бизнес-процессов в банковской сфере Валентин Морозов ответил на вопросы студентов о том, как меняется рынок труда и какими компетенциями нужно обладать, чтобы добиться успеха. Публикуем самые любопытные  вопросы студентов и ответы эксперта.

Проект «Диалог на равных» был запущен Федеральным агентством по делам молодежи в сентябре прошлого года и на первом этапе охватывает 35 регионов России. Цель проекта — продемонстрировать студентам на примере успешных и известных людей, что высоких карьерных достижений при определенных усилиях можно добиться в любой сфере и регионе. В качестве площадок, где проходят встречи-дискуссии, в проекте задействованы более 400 российских вузов, а также наиболее популярные у молодежи общественные пространства.

На вопросы отвечает Валентин Морозов:

Каким будет банк будущего?

Давайте пройдемся по самым основным функциям банка (для физических лиц) и посмотрим, как они трансформируются уже сегодня. Первая функция – это передача денег. Сейчас существует значительное количество способов, не выходя из дома, передать деньги — к примеру, через мобильный банк. Эта функция банков достаточно быстро монетизируется. Если посмотреть на европейский рынок, то там есть директива PSD2, которая обязывает банки открывать свои платежные шлюзы любому, кто может и хочет осуществлять подобные трансакции. Вот это и есть будущее – постепенный переход в онлайн-среду.

С другой важной функцией банков – кредитованием – дело обстоит несколько сложнее, потому что здесь помимо финансовых вопросов есть еще и морально-этическая сторона. Не всякий из нас платит ту цену, которую он в принципе готов платить. Тот, кто мог бы платить больше, платит меньше, а те, для кого цена очень велика, скорее всего, ничего не покупают. Современные математические методы, в первую очередь big data, позволяют максимально четко оценивать, во-первых, кредитоспособность клиента, во-вторых, какую цену клиент готов платить.  Если банк знает и то, и другое – успех гарантирован. Тогда банк  может  делать более качественные индивидуальные предложения, и это гораздо эффективнее, чем предлагать одинаковую ставку по кредиту всем своим клиентам. Уже сейчас финансовые результаты банков, которые применяют математические методы, сильно отличаются от тех, кто действует по старинке. Безусловно, банки продолжат существовать, но они видоизменятся.

 

Нужны ли будут финансисты?

Все зависит от того, что делает финансист. Если это человек, который считает какие-то формулы в Excel, то вряд ли он будет востребован в будущем. Сегодня все компьютеризируется. Профессия финансиста, на мой взгляд, также видоизменится. По своей натуре человек — существо иррациональное (эмоциональное), и вот с этим аспектом нужно учиться работать. Хороший финансист понимает, что хочет его клиент, что сделает его счастливым, и помогает это организовать. Работать с человеческими эмоциями компьютер так же хорошо как человек ещё долго не сможет, хотя тут уже и наблюдаются прорывы, для этого нужен человек.

 

Как грамотно планировать свое время, чтобы добиться успеха?

Мне нравится «матрица Эйзенхауэра», которая помогает расставлять приоритеты. Вы должны научиться сортировать дела на важные/не важные, срочные/не срочные и помнить, что всех дел, которые вам хотелось бы сделать, вы никогда не сделаете. На какие-то вещи не будет хватать времени и с этим нужно просто смириться. Не менее важно помнить и о том, что не всегда все нужно планировать, многое в жизни происходит спонтанно, и это прекрасно. Мне нравится фраза: «Если вы хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах». Оставляйте пространство между делами, не планируете все вплотную, не расписывайте каждую минуту. Составляя детальный план, вы обкрадываете себя и не даете совершиться случаю. Спонтанность ведет к инновациям.

 

Что, кроме использования технологий,  может повысить производительность труда?

Конечно, лучший способ повысить производительность – устранить физический труд. Поэтому автоматизация – это стопроцентное повышение производительности труда. Однако безусловным прорывом станет создание правильной корпоративной культуры, и необходимо сосредоточить усилия именно на решении этой задачи. Но делать это надо на микроуровне, потому что на уровне страны запрограммировать какие-то системные изменения корпоративной культуры достаточно сложно. У каждого коллектива складывается своя корпоративная культура. Другая сложность заключается в том, что решение данной задачи растягивается во времени на неопределенный срок, так как поведение людей не меняется быстро, а некоторые динамические стереотипы, сложившиеся  в  нашем обществе, крайне устойчивы.

 

Блокчейн — почему его нет в банках?

Во-первых, много технологических ограничений, например, очень медленная обработка транзакций. Во-вторых, отсутствие юридической базы: судебная система пока не способна поддерживать транзакции, которые записаны на блокчейне.

 

Что почитать? Выбор Валентина Морозова:

Стивен Спир. «Догнать зайца: как лидеры рынка выигрывают в конкурентной борьбе и как великие компании могут их настичь»

Тим Браун. «Дизайн-мышление в бизнесе: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей»

 

 

Анастасия Чумак,

Новостная служба НИУ ВШЭ