• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Книга
Systemic Financial Risk
В печати

Springer Publishing Company, 2024.

Глава в книге
The Living Standards in the USSR During the Interwar Period
В печати

Voskoboynikov I.

In bk.: Oxford Research Encyclopedia of Economics and Finance. Oxford University Press, 2024.

Препринт
Strategizing with AI: Insights from a Beauty Contest Experiment

Dagaev D., Paklina S., Parshakov P.

Social Science Research Network. Social Science Research Network. SSRN, 2024

Дети — новая нефть?

Экономисты давно изучают связь между динамикой рождаемости в стране и состоянием ее экономики: обычно рождаемость растет вместе с экономикой. Исследователи из ВШЭ увидели закономерность между ценами на нефть и рождаемостью: в России в периоды с более высокой ценой нефти рождается больше детей. Сейчас экономике России грозит спад, а цены на нефть растут. Что же будет с рождаемостью? Об этом 1 июня, в День защиты детей, рассказали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ».

Дети — новая нефть?

@Robster_91, Pixabay

Дети как «товар» длительного пользования

Факторы, влияющие на рождаемость, традиционно изучают демографы. Они связывают рост рождаемости с тем, какая когорта (или поколение) подошла к возрасту деторождения — малочисленная или многочисленная. Сейчас, например, к рождению приходит малочисленное поколение 90-х годов. Другое объяснение, почему рождаемость снижается, — так называемый демографический переход, который характерен не только для России, но и для других стран. Выросла продолжительность жизни, люди больше времени уделяют образованию и карьере, а не потребностям, связанным с безопасностью и выживанием. Это привело к тому, что рожать первого ребенка стали в более зрелом возрасте. До сих пор считалось, что в России снижение рождаемости связано именно с этими двумя факторами.

Экономисты обратились к изучению этого вопроса лишь в 60-х годах ХХ века. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии Гэри Беккер построил теорию, обосновывающую колебания рождаемости. Он утверждал, что дети — это «товар» длительного пользования, и, когда родители принимают решение о рождении детей, они на самом деле оценивают полезность, которую они от этого получат: например, дети будут радовать их своими успехами и достижениями, или содержать их в старости. Также семьи оценивают издержки, которые они понесут из-за решения завести детей, и их «альтернативную стоимость». Суть в том, что родителям приходится перераспределять свое время между работой, досугом и детьми.

Экономисты обычно изучают связь рождаемости с темпом роста ВВП, реальных зарплат и уровнем безработицы, а также с финансовыми стимулами, среди них — материнский капитал. Программа была введена в России в 2007 году и стала одной из самых резонансных экономических мер по стимулированию рождаемости. В первые годы она показала свою эффективность. Однако этому, как отмечают исследователи, благоприятствовала и демографическая ситуация в целом: в детородный возраст вступило многочисленное поколение. Но с 2015 года, несмотря на меры государственной поддержки, рождаемость в России снова падает. По мнению экспертов, на это повлияло множество событий: экономический кризис, санкции, эпидемия коронавирусной инфекции. В настоящее время уровень рождаемости находится на отметке начала 2000-х годов.

До сих пор динамику рождаемости изучали в основном в описательном виде (строили графики и сравнивали тенденции), а эмпирических исследований, которые бы тестировали связь рождаемости с экономическими показателями с помощью модельных расчетов на макроуровне (стране в целом), в России не было. Чтобы заполнить этот пробел, студенты и преподаватели онлайн-магистратуры «Экономический анализ» факультета экономических наук НИУ ВШЭ провели «Исследование динамики рождаемости в России: эконометрический подход» (поддержано грантом Российского научного фонда No. 22-28-00952; вебинар, где были представлены промежуточные результаты, состоялся 1 июня).

«Наша группа была создана для того, чтобы изучать демографические вопросы под экономическим углом, — отметила автор работы, д.э.н., руководитель онлайн-магистратуры “Экономический анализ” Елена Вакуленко. — Основная цель, которую мы перед собой поставили, — посмотреть, что влияет на динамику рождаемости в России, связано ли это с экономической обстановкой в стране или же это сугубо демографические факторы».

Цена на нефть растет. При чем тут дети?

«Когда мы начали изучать связь рождаемости с экономическими показателями, возник вопрос: а какие экономические показатели нужно брать, чтобы изучать связь между рождаемостью и экономикой?» — рассказала Елена Вакуленко. Как уже говорилось, экономисты брали характеристики, которые отражают либо экономический рост в стране, либо показатели рынка труда. «Мы решили пойти своим путем, — продолжает Елена Вакуленко. — Известна высокая зависимость нашей экономики от цен на нефть. Поэтому мы решили взять непосредственно нефтяные цены. Оказалось, что модели с ценой на нефть имеют самую высокую объясняющую силу. Есть положительная корреляция с ценами на нефть. И это показалось очень интересным. При этом мы учитывали и когортные эффекты, о которых говорили демографы».

Затем экономисты из ВШЭ решили посмотреть, что ждет рождаемость в будущем. Для расчетов они использовали прогнозные  цены на нефть и показатели экономики, опубликованные Минэкономразвития, а также прогнозы по численности женщин репродуктивного возраста Росстата.

Минэкономразвития ожидает в России экономический спад при высоких ценах на нефть. В базовом сценарии безработица в 2022–23 годах будет держаться на уровне 6,7% (такой она в последний раз была в России после кризиса 2008 года). Падение ВВП ведомство прогнозирует на 7,8% в 2022 году, затем еще на 0,7% в 2023-м (по сравнению с 2022-м), а в 2024 ожидается рост на 3,2%. При этом цены на нефть останутся достаточно высокими. Если в 2020 году они были на уровне 41 доллара за баррель, то в 2021-м — 69, в 2022-м — 80, то в 2023-м прогнозируют цену на нефть на уровне 71,4 доллара за баррель. 

«Когда мы вставили экономические прогнозы Минэкономразвития в свои модели рождаемости, то оказалось, что при таких достаточно высоких ценах на нефть, как сейчас, у нас прогнозируется небольшой рост рождаемости, — делится открытием Елена Вакуленко. — В частности, если мы посмотрим на суммарный коэффициент рождаемости, который показывает, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода, то в 2021–2022 годах он у нас примерно 1,5, а к 2025 году наши модели прогнозируют суммарный коэффициент рождаемости 1,57».

Однако, если в модели рождаемости использовать показатели, которые характеризуют саму экономику (темп роста ВВП, уровень безработицы), то расчеты покажут ожидаемый спад рождаемости: «К 2025 году, по нашему прогнозу, суммарный коэффициент рождаемости будет 1,4, это падение на 5% по сравнению с 2021-м, — продолжает Елена Вакуленко. —  Росстат, кстати, такой же прогноз дает».

Елена Вакуленко подчеркивает, что в случае корректировки прогнозов Минэкономразвития и Росстата изменятся и выводы, сделанные группой исследователей. К тому же в настоящий момент сложно прогнозировать динамику рождаемости, поскольку высока доля неопределенности из-за текущей геополитической обстановки.

Она также отмечает, что модели «не учитывают нерыночные механизмы, которые сейчас действуют». «В частности, мы видим, что рост цен на нефть в нынешних условиях не означает рост для нашей экономики, потому что есть ограничения, связанные с экспортом российского сырья, добычей полезных ископаемых. По сути, мы достигли потолка в ресурсной экономике. Она давно не давала нам прежних темпов роста, нам нужно строить новую модель, не сырьевую».

По ее словам, рождаемость — хороший индикатор перемен: будущие родители оценивают свои экономические возможности по содержанию ребенка. «В России до последних, санкционных, лет рождаемость очень хорошо объяснялась темпами роста экономики, которые, в свою очередь, обеспечивались за счет высоких цен на нефть. В текущих реалиях это уже не работает: скорее всего будет снижение рождаемости, связанное с падением экономики, хотя цена на нефть прогнозируется на высоком уровне», — объясняет Елена Вакуленко.

***

Онлайн-магистратура «Экономический анализ» НИУ ВШЭ запущена в 2021 году. Она нацелена на подготовку экономистов-аналитиков, которые разрабатывают стратегии развития компании, регионов или целого государства, рассчитывают инвестиционную привлекательность стартапов, анализируют фондовые рынки и делают прогнозы, разбираются в трендах цифровой экономики и выступают консультантами-экспертами для разных сфер бизнеса.

Автор текста Юлия Репринцева