Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Алексеев А. В., Бессчетнова Е. В., Богачев М. И. и др.
М.: ООО "Ваш формат", 2024.
Сущая Е. С., Кузык М. Г., Городный Н. А.
Вопросы государственного и муниципального управления. 2024. № 4.
In bk.: Model Theory and Algebra 2024. 2024. P. 87-93.
Andreyanov P., Krasikov I., Suzdaltsev A.
arxiv.org. Theoretical Economics. Cornell University, 2024
Единой трактовки данного понятия нет, все существующие его интерпретации зачастую остаются размытыми. Поэтому перед учёными стоит важная задача по концептуальной проработке понятия человеческого потенциала (ЧП). Сейчас оно постепенно появляется в дискуссиях специалистов из разных сфер — экономики, менеджмента, образования.
Социология — мультипарадигмальная наука, поэтому единого представления о том, что такое «человеческий потенциал» у социологов нет. Зачастую это понятие используется метафорически, без строгой операционализации. На этом фоне в социологических дискуссиях достаточно распространена трактовка, созвучная экономической: понятие человеческого потенциала рассматривается приблизительно в тех же категориях, что и человеческий капитал.
Иными словами, это некоторый «актив» человека, который задействуется на рынке труда и за его пределами. Его основным компонентом является образование и квалификация, но содержание понятия расширяется за счёт включения личностных характеристик. К ним может относиться, например, структура ценностей, интересов и широкий круг других параметров, на которые в экономической науке редко обращают внимание. Кроме того, социологи, в отличие от экономистов, рассматривают проявления человеческого потенциала не только на рынке труда и занятости, но и в других сферах.
В отличие от дискурса о человеческом капитале, факторы формирования человеческого потенциала четко не артикулируются. Есть редкие упоминания двух основных факторов формирования ЧП: система образования и семья. При этом вопрос о влиянии семьи на формирование человеческого потенциала является одним из наиболее перспективных и пока слабо изученных.
Рабочее место в таком качестве в явном виде не обсуждается, однако имплицитно подразумевается в отношении менеджмента. Вопрос о том, какие именно характеристики рабочего места связаны с какими-либо эффектами для развития человеческого потенциала также относится к актуальным и требующим дальнейшей научной разработки.
В публикациях о человеческом потенциале эффекты как таковые не получают глубокой концептуализации. Однако можно выделить следующие подходы:
человеческий потенциал прежде всего связан с экономическими эффектами, а также эффектами, имеющими связь с экономической сферой (например, общий национальный экономический рост, трансформация институтов труда);
человеческий потенциал связан с экономическими эффектами, а также другими эффектами, не связанными с экономической сферой (например, развитие личностных характеристик, таких как вовлеченность, самопринятие, ощущение благополучия);
содержание человеческого потенциала и его эффекты — трудноразделимые понятия (например, индивидуальное благополучие может трактоваться и как эффект человеческого потенциала, и как самостоятельный компонент).
Это работы Дмитрия Алексеевича Леонтьева, который в начале 2000-х предложил понятие личностного потенциала (ЛП) и разрабатывал его с группой единомышленников. В своей статье о личностном потенциале он отмечает, что это понятие правомерно рассматривать в качестве проекции человеческого потенциала на плоскость психологической науки.
Понятие личностный потенциал используется для обозначения характеристик личности, которые играют важную роль в решении жизненных задач. «Личностный потенциал как стержень личности есть то в ней, благодаря чему она способна функционировать как автономный субъект, не следуя исключительно внутренним импульсам или давлению внешней среды, прокладывать свой непрямой путь в изменчивом мире, руководствуясь своими целями и смыслами», — так ЛП определяет Дмитрий Леонтьев.
Личностный потенциал оказывается важным, когда окружающая внешняя среда не обеспечивает условий для благополучия, успешности и т.д. Если другие ресурсы не срабатывают, ЛП играет компенсаторную роль. Однако здесь не вполне применимо понятие успеха, который может быть случайным или достигаться благодаря благоприятной ситуации или приспособлению к конкретным требованиям.
Существенно продвинуть конструирование представлений о личностном потенциале удалось в контексте проблемы жизнеспособности — качества личности, связанного со способностью управлять собственными ресурсами в разных ситуациях.
Дмитрий Леонтьев задал следующую классификацию различных видов ресурсов:
Мотивационные ресурсы — дают энергию для действия.
Ресурсы устойчивости — стабилизируют деятельность, позволяют действовать, несмотря на проблемы.
Инструментальные ресурсы — способы действия, операции для решения тех или иных проблем.
Ресурсы саморегуляции — самые специфические, позволяют гибко корректировать действия под влиянием обратных связей
Ресурсы трансформации — позволяют в ситуации, например, психологической травмы, которая дезорганизует и разрушает личность, «перезагрузиться» и выстроить на обломках трансформированной личности что-то более эффективное, нежели было раньше.
Существует три ключевых вызова, с которыми человек может столкнуться в жизни: вызов неопределённости, вызов цели, которой надо достичь, вызов угрозы или давления, с которыми надо справиться, совладать, сохранив свою целостность и смысловые ориентиры. Из этих главных вызовов вытекает три главных функции саморегуляции: функция самоопределения в ситуации неопределённости, функция достижения и реализации при наличии цели, функция сохранения в ситуации давления. В результате также образуется трёхкомпонентная структура личностного потенциала, который включает потенциал самоопределения, достижения и сохранения.
Личностный потенциал — это зонтичное понятие. Его трудно однозначно соотнести с какими-либо измеряемыми переменными. В качестве кандидатур на роль таких переменных рассматривались, например, следующие характеристики: оптимизм, жизнестойкость, личностная автономия, самоэффективность, стратегия совладания, толерантность к неопределённости и т.п. Сейчас перед исследователями стоит задача разработки нового комплексного теоретически обоснованного многомерного опросника диагностики личностного потенциала.
Современное определение человеческого потенциала заключается в том, что это не только возможности в сфере образования и здоровья (традиционная трактовка), но и прежде всего совокупность способностей человека, включающая некогнитивные (социальные и психоэмоциональные) и когнитивные навыки, которые дают возможность осуществления ценной для индивида деятельности и успешного взаимодействия с обществом.
Стоит отметить, что концепция ЧП в принципе родилась в недрах экономической науки и в основе своей была разработана именно экономистами. Одним из создателей концепции человеческого потенциала в экономике считается нобелевский лауреат Амартия Сен. Он полагал, что базовой характеристикой ЧП выступает возможность свободного выбора ценностно-ориентированных видов деятельности.
Благодаря работам Сена, появилась теория возможностей человека, которые стали новой целью экономического развития и роста. При этом в отличие от других целей — благополучия (ресурсов) и счастья — предлагающих некое финальное состояние, возможности являются скорее средством — силой, которая предполагает свободу её использования индивидом, что в свою очередь порождает ответственность.
Понимание человеческого потенциала в контексте возможностей долгое время оставалось доминирующим и сегодня считается уже классическим. Однако, начиная с середины 2000-х годов, благодаря работам другого нобелевского лауреата Джеймса Хекмана, человеческий потенциал начали связывать с развитием внутренних способностей человека, с активизацией деятельностных аспектов его личности, творческого потенциала, агентности и самостоятельности.
Да, и при этом для каждого возраста существуют свои навыки. Некогнитные навыки формируются прежде всего в дошкольном возрасте, поэтому они являются определяющими в жизни человека, и для их формирования необходимы институты раннего развития. Речь идёт не только о современных учреждениях раннего развития, но и активном родительстве, благодаря которому происходит более эффективное развитие социальных и психоэмоциональных навыков в первые годы жизни человека.
Эффективность формирования некогнитивных навыков определяется способностью действовать в условиях непрогнозируемой неопределённости, а также с внутренними характеристиками личности, востребованными современной экономикой, например, достижительной мотивацией, упорством, способностью к кооперации с другими, коммуникативными компетенциями, психоэмоциональным самоконтролем и здоровым образом жизни, а также устойчивыми моральными качествами, эмпативностью и социальной вовлеченностью.
Некогнитивные навыки определяют когнитивные навыки, которые формируются уже в школьном и более поздних возрастах. Так, они объясняют успехи учеников и достижения взрослых, а также наблюдаемые изменения в экономическом росте как на глобальном, так и на национальном уровне.
Это форма сознательного воспитания, обучения и развития эмоционального капитала, здоровья и гармоничной личности ребёнка в ранние годы его жизни (а не просто «передержка» или забота о его физическом воспроизводстве) — то, что в литературе получило название «строительные леса». Цель раннего развития — обеспечение доверия, эмоциональной поддержки, атмосферы кооперации и взаимного уважения в раннем возрасте.
Активное родительство может компенсировать даже негативное действие доходных неравенств и обеспечивать детям из менее благополучных семей эффективное формирование некогнитивных навыков, что позволит им уже во взрослой жизни добиться не меньшей продуктивности и прироста дохода, чем у их сверстников из более обеспеченных семей. Согласно эмпирическим исследованиям, обеспечение и выравнивание возможностей в форме инвестиций в развитие некогнитивных навыков может быть наиболее эффективно реализовано до 10-летнего возраста, поэтому так важно вооружить неблагополучные семьи инструментами развития способностей детей.
Использование института целевых субсидий, финансирующих инвестиции малообеспеченных семей в раннее развитие способностей своих детей и возможностей в будущем. Подобные действия способны сглаживать социально-экономическое неравенство и снижать риски социально неприемлемых действий в будущем.
IQ
* Материал подготовлен на основе статей из монографии «Человеческий потенциал: современные трактовки и результаты исследований»:
Сорокин Павел, Позднухова Екатерина «Человеческий потенциал: оптика социологии».
Леонтьев Дмитрий «Личностный потенциал: оптика психологии»
Сушенцова Мария, Аникин Василий «Человеческий потенциал: оптика экономики»
Авторы исследования:
Дмитрий Леонтьев, главный научный сотрудник Международной лаборатория позитивной психологии личности и мотивации, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ
Мария Сушенцова, старший преподаватель департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ
Василий Аникин, старший научный сотрудник Центра стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ, доцент департамента социологии НИУ ВШЭ
Павел Сорокин, заведующий Лабораторией исследований человеческого потенциала и образования, доцент Институт образования департамента образовательных программ
Екатерина Позднухова, выпускница программы «Доказательное развитие образования» Института образования НИУ ВШЭ