Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Вопросы статистики. 2024. Т. 31. № 6. С. 5-19.
Sinyavskaya O., Pishnyak A., Cherviakova A. A. et al.
In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. P. 139-167.
Аналитические записки. 1. Банк России, 2024. № 10.
«В условиях структурных трансформаций и ограниченности ресурсов все более актуальным является рост производительности труда. Одним из важных факторов роста производительности является человеческий капитал и формирование навыков работников. В этой связи в рамках секции “Рынок труда” уделяется особое внимание параметрам спроса предприятий на навыки работников и отдаче от карьерных траекторий выпускников на рынке труда», – отметила руководитель секции профессор ФЭН Лариса Смирных.
В последнее время ученые все чаще анализируют спрос на профессиональные навыки на рынке труда, используя данные вакансий, размещенных на сайтах для поиска работы. Большинство исследований ориентируется на заданную объявлением о вакансии квалификацию потенциального сотрудника и оценивает премии к заработной плате, основываясь на наличии или отсутствии у него определенного навыка. Однако до сих пор недостаточно внимания уделялось анализу предпочтений работодателей в навыках, включая их ранжирование и частоту упоминания в объявлениях, а также их корреляцию с предлагаемыми зарплатами. Исследование Андрея Терникова из Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ вносит вклад в эту область, представляя новый метод определения предпочтений работодателей по навыкам, который дополняет традиционный регрессионный анализ. Анализ охватывает различные отрасли и профессии, исследуя спрос на рабочие навыки и зарплаты, которые предлагают работодатели. Он также моделирует предпочтения работодателей по востребованным навыкам, ранжирует их по степени важности для предлагаемых зарплат и показывает, как эти предпочтения изменяются со временем.
По словам докладчика, результаты его исследования позволяют по-новому взглянуть на предпочтения технических навыков по сравнению с нетехническими. В частности, продвинутые компьютерные навыки, как правило, предпочтительнее других специфических навыков, включая навыки управления и обслуживания клиентов. Однако в сфере информационных технологий не-технические навыки ценятся выше технических. Исследование также предлагает набор весовых коэффициентов для навыков, которые потенциально могут быть соотнесены с профессиями в течение времени.
Методология и результаты, представленные в докладе Андрея Терникова, могут стать ценным подспорьем для специалистов по управлению персоналом и для образовательных учреждений. Например, они могут быть полезны в коммуникации между компаниями и учебными заведениями, направленной на приведение учебных программ в соответствие с потребностями рынка труда. Представленная методика имеет значительный потенциал для включения в существующие системы классификации профессий и навыков, такие как ESCO, ISCO и O*NET.
В современной экономике цифровые технологии занимают все более значительное место, что приводит к возросшему спросу на специалистов в области информационных и коммуникационных технологий. По данным Росстата, число высококвалифицированных работников в этой сфере в России увеличилось с 829 тыс. в 2016 году до 1171 тыс. в 2022 году, а их доля среди всех занятых возросла с 1,2% до 1,6%. Интересно, что специалисты в этой области все чаще находят применение своим навыкам в самых разных отраслях, от производства до финансовых услуг.
Виктор Ляшок, к. э. н., старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования (РАНХиГС), решил проанализировать востребованность знания языков программирования на российском рынке труда и оценить влияние этого знания на заработную плату. Его исследование основано на данных с портала "Работа в России" за 2017-2021 годы, что позволяет рассматривать тенденции на достаточно большой выборке вакансий.
По словам докладчика, знание языков программирования, хоть и встречается не так часто (0,11% от всех вакансий), значительно повышает предлагаемую заработную плату – на 24% выше по сравнению с вакансиями, где такие знания не требуются. Такая премия к заработной плате постепенно снижается с распространением цифровых навыков, что особенно заметно по данным за 2020 год, когда на фоне пандемии спрос на цифровые навыки резко вырос.
Важным аспектом исследования является анализ с помощью эконометрической модели уравнения заработной платы, предложенной Дж. Минцером. Эта модель учитывает различные факторы, влияющие на заработную плату, такие как регион, график работы, наличие высшего образования и другие. Подход позволяет учесть влияние специфики вакансий и предложений на заработную плату, минимизируя проблему эндогенности, обычно связанную с самоотбором данных.
Таким образом, отметил Виктор Ляшок, знание языков программирования становится все более ценным навыком, который может существенно повысить уровень заработной платы специалистов, работающих как в профильной, так и в непрофильной для ИКТ сферах. Это подчеркивает необходимость в инвестициях в образование и повышение квалификации в области программирования для поддержания конкурентоспособности на рынке труда.
На высшее образование возлагаются надежды как на инструмент для решения проблемы гендерного неравенства на рынке труда. Предполагается, что, если профориентировать девочек в сферу STEM (Science, technology, engineering, and mathematics), то можно избежать образовательной сегрегации – одной из основных причин гендерного неравенства в заработных платах. Но если выпускницы с дипломом STEM не идут работать на рабочие места в STEM, то выравнивание гендерного распределения по направлениям подготовки не даст эффекта.
В своем докладе Ксения Рожкова рассказала об совместном исследовании с Сергеем Рощиным и Натальей Емелиной, в котором были оценены гендерные различия STEM и неSTEM выпускников при трудоустройстве в STEM (в ходе совмещения учебы и работы и через год после выпуска), а также гендерный разрыв в зависимости от места работы (STEM или неSTEM) в начале карьеры. Ученые изучили начало карьеры – период, когда формируются основные зарплатные неравенства, предположив, что гендерный разрыв в начале карьеры мал; и у мужчин, и у женщин ограниченный опыт работы и мало времени для трудовой мобильности, а большинство выпускниц еще не обременены семейными обязательствами и уходом за маленькими детьми. Были использованы административные данные всех выпускников вузов России, получивших степень в STEM в 2022 году, чтобы проанализировать их образовательные характеристики, опыт совмещения учёбы и работы, поступление в аспирантуру и трудоустройство через год после окончания учебы.
Тот факт, что работа основана на российских данных, имеет особый интерес, поскольку в нашей стране с 1920-х годов есть всеобщий доступ к образованию, с тех же времен стимулируется женская занятость. Сегодня Россия – страна с высоким уровнем человеческого капитала среди женщин. Но к гендерному равенству на рынке труда это не привело: гендерный разрыв в зарплатах составляет 30-35%, наблюдается высокая гендерная сегрегация, зарплатная премия на отцовство и штраф на материнство.
Как сообщила Ксения Рожкова, результаты показали, что только 37% STEM-дипломов в России получают женщины. Они, как и мужчины, часто совмещают учёбу с работой, но работа студенток реже связана со STEM. Через год после окончания вуза женщины с STEM-образованием на 6 п. п. реже мужчин устраиваются на работу по специальности. Кроме того, женщины с не-STEM образованием также реже работают в STEM-сферах, чем мужчины с таким же образованием.
Наибольший гендерный разрыв в заработной плате наблюдается у специалистов со STEM-образованием, работающих в STEM-сферах (18%), и только половина этого разрыва объясняется наблюдаемыми характеристиками. Высокие академические достижения и выбор престижного университета снижают разрыв почти на 7%, но их вклад в неразъяснённую часть разрыва значительно больше.
По словам Ксении Рожковой, результаты исследования не только подтверждают существование гендерной сегрегации в образовании в области STEM, но и выявили неявную гендерную дискриминацию на рынке труда в STEM-сферах. Это соотносится с недавними исследованиями по европейским странам, которые показывают, что целенаправленные образовательные политики по выравниванию гендерного состава в STEM-дисциплинах имеет ограниченный эффект для рынка труда.
Подробный анонс всех секций, входящих в Чтения по экономике и финансам памяти Е.Г.Ясина, можно посмотреть здесь.
С программой Чтений по экономике и финансам памяти Е.Г. Ясина можно ознакомиться тут.
Репортажи о докладах на Чтениях по экономике и финансам публикуются в телеграм-канале факультета экономических наук Инфо_ФЭН https://t.me/Info_FES под хэштэгом #Ясинские_чтения
Лаборатория исследований рынка труда: старший научный сотрудник
Младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда
Лаборатория исследований рынка труда: заведующий лабораторией
Лаборатория исследований рынка труда: Заместитель заведующего лабораторией
Старший преподаватель Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента