• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна
Мероприятия
12 августа – 24 августа
проводится онлайн 
Глава в книге
Шведов А.С., Свиязов В.А. Применение моделей, основанных на нечеткой логике, к финансовым временным рядам

Шведов А. С., Свиязов В. А.

В кн.: Системное моделирование социально-экономических процессов: труды 46-ой международной научной школы-семинара, г. Уфа, 9 - 15 октября 2023 г.. Воронеж: Истоки, 2024. С. 526-531.

На Чтениях памяти Ясина обсудили рынок труда

В сессиях приняли участие представители РАНХиГС, ТюмГУ, ИЭОПП СО РАН и ВШЭ. Докладчики обсудили карьерные траектории выпускников и рассказали, какие навыки сотрудников больше всего ценятся работодателями.

На Чтениях памяти Ясина обсудили рынок труда

iStock

«В условиях структурных трансформаций и ограниченности ресурсов все более актуальным является рост производительности труда. Одним из важных факторов роста производительности является человеческий капитал и формирование навыков работников. В этой связи в рамках секции “Рынок труда” уделяется особое внимание параметрам спроса предприятий на навыки работников и отдаче от карьерных траекторий выпускников на рынке труда», – отметила руководитель секции профессор ФЭН Лариса Смирных.

В последнее время ученые все чаще анализируют спрос на профессиональные навыки на рынке труда, используя данные вакансий, размещенных на сайтах для поиска работы. Большинство исследований ориентируется на заданную объявлением о вакансии квалификацию потенциального сотрудника и оценивает премии к заработной плате, основываясь на наличии или отсутствии у него определенного навыка. Однако до сих пор недостаточно внимания уделялось анализу предпочтений работодателей в навыках, включая их ранжирование и частоту упоминания в объявлениях, а также их корреляцию с предлагаемыми зарплатами. Исследование Андрея Терникова из Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ вносит вклад в эту область, представляя новый метод определения предпочтений работодателей по навыкам, который дополняет традиционный регрессионный анализ. Анализ охватывает различные отрасли и профессии, исследуя спрос на рабочие навыки и зарплаты, которые предлагают работодатели. Он также моделирует предпочтения работодателей по востребованным навыкам, ранжирует их по степени важности для предлагаемых зарплат и показывает, как эти предпочтения изменяются со временем.

По словам докладчика, результаты его исследования позволяют по-новому взглянуть на предпочтения технических навыков по сравнению с нетехническими. В частности, продвинутые компьютерные навыки, как правило, предпочтительнее других специфических навыков, включая навыки управления и обслуживания клиентов. Однако в сфере информационных технологий не-технические навыки ценятся выше технических. Исследование также предлагает набор весовых коэффициентов для навыков, которые потенциально могут быть соотнесены с профессиями в течение времени.

Методология и результаты, представленные в докладе Андрея Терникова, могут стать ценным подспорьем для специалистов по управлению персоналом и для образовательных учреждений. Например, они могут быть полезны в коммуникации между компаниями и учебными заведениями, направленной на приведение учебных программ в соответствие с потребностями рынка труда. Представленная методика имеет значительный потенциал для включения в существующие системы классификации профессий и навыков, такие как ESCO, ISCO и O*NET.

В современной экономике цифровые технологии занимают все более значительное место, что приводит к возросшему спросу на специалистов в области информационных и коммуникационных технологий. По данным Росстата, число высококвалифицированных работников в этой сфере в России увеличилось с 829 тыс. в 2016 году до 1171 тыс. в 2022 году, а их доля среди всех занятых возросла с 1,2% до 1,6%. Интересно, что специалисты в этой области все чаще находят применение своим навыкам в самых разных отраслях, от производства до финансовых услуг.

Виктор Ляшок, к. э. н., старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования (РАНХиГС), решил проанализировать востребованность знания языков программирования на российском рынке труда и оценить влияние этого знания на заработную плату. Его исследование основано на данных с портала "Работа в России" за 2017-2021 годы, что позволяет рассматривать тенденции на достаточно большой выборке вакансий.

По словам докладчика, знание языков программирования, хоть и встречается не так часто (0,11% от всех вакансий), значительно повышает предлагаемую заработную плату – на 24% выше по сравнению с вакансиями, где такие знания не требуются. Такая премия к заработной плате постепенно снижается с распространением цифровых навыков, что особенно заметно по данным за 2020 год, когда на фоне пандемии спрос на цифровые навыки резко вырос.

Важным аспектом исследования является анализ с помощью эконометрической модели уравнения заработной платы, предложенной Дж. Минцером. Эта модель учитывает различные факторы, влияющие на заработную плату, такие как регион, график работы, наличие высшего образования и другие. Подход позволяет учесть влияние специфики вакансий и предложений на заработную плату, минимизируя проблему эндогенности, обычно связанную с самоотбором данных.

Таким образом, отметил Виктор Ляшок, знание языков программирования становится все более ценным навыком, который может существенно повысить уровень заработной платы специалистов, работающих как в профильной, так и в непрофильной для ИКТ сферах. Это подчеркивает необходимость в инвестициях в образование и повышение квалификации в области программирования для поддержания конкурентоспособности на рынке труда.

На высшее образование возлагаются надежды как на инструмент для решения проблемы гендерного неравенства на рынке труда. Предполагается, что, если профориентировать девочек в сферу STEM (Science, technology, engineering, and mathematics), то можно избежать образовательной сегрегации – одной из основных причин гендерного неравенства в заработных платах. Но если выпускницы с дипломом STEM не идут работать на рабочие места в STEM, то выравнивание гендерного распределения по направлениям подготовки не даст эффекта.

В своем докладе Ксения Рожкова рассказала об совместном исследовании с Сергеем Рощиным и Натальей Емелиной, в котором были оценены гендерные различия STEM и неSTEM выпускников при трудоустройстве в STEM (в ходе совмещения учебы и работы и через год после выпуска), а также гендерный разрыв в зависимости от места работы (STEM или неSTEM) в начале карьеры. Ученые изучили начало карьеры – период, когда формируются основные зарплатные неравенства, предположив, что гендерный разрыв в начале карьеры мал; и у мужчин, и у женщин ограниченный опыт работы и мало времени для трудовой мобильности, а большинство выпускниц еще не обременены семейными обязательствами и уходом за маленькими детьми. Были использованы административные данные всех выпускников вузов России, получивших степень в STEM в 2022 году, чтобы проанализировать их образовательные характеристики, опыт совмещения учёбы и работы, поступление в аспирантуру и трудоустройство через год после окончания учебы.

Тот факт, что работа основана на российских данных, имеет особый интерес, поскольку в нашей стране с 1920-х годов есть всеобщий доступ к образованию, с тех же времен стимулируется женская занятость. Сегодня Россия – страна с высоким уровнем человеческого капитала среди женщин. Но к гендерному равенству на рынке труда это не привело: гендерный разрыв в зарплатах составляет 30-35%, наблюдается высокая гендерная сегрегация, зарплатная премия на отцовство и штраф на материнство.

Как сообщила Ксения Рожкова, результаты показали, что только 37% STEM-дипломов в России получают женщины. Они, как и мужчины, часто совмещают учёбу с работой, но работа студенток реже связана со STEM. Через год после окончания вуза женщины с STEM-образованием на 6 п. п. реже мужчин устраиваются на работу по специальности. Кроме того, женщины с не-STEM образованием также реже работают в STEM-сферах, чем мужчины с таким же образованием.

Наибольший гендерный разрыв в заработной плате наблюдается у специалистов со STEM-образованием, работающих в STEM-сферах (18%), и только половина этого разрыва объясняется наблюдаемыми характеристиками. Высокие академические достижения и выбор престижного университета снижают разрыв почти на 7%, но их вклад в неразъяснённую часть разрыва значительно больше.

По словам Ксении Рожковой, результаты исследования не только подтверждают существование гендерной сегрегации в образовании в области STEM, но и выявили неявную гендерную дискриминацию на рынке труда в STEM-сферах. Это соотносится с недавними исследованиями по европейским странам, которые показывают, что целенаправленные образовательные политики по выравниванию гендерного состава в STEM-дисциплинах имеет ограниченный эффект для рынка труда.

Подробный анонс всех секций, входящих в Чтения по экономике и финансам памяти Е.Г.Ясина, можно посмотреть здесь.

С программой Чтений по экономике и финансам памяти Е.Г. Ясина можно ознакомиться тут.

Репортажи о докладах на Чтениях по экономике и финансам публикуются в телеграм-канале факультета экономических наук Инфо_ФЭН https://t.me/Info_FES под хэштэгом #Ясинские_чтения