Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Под редакцией: И. В. Ивашковская
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Мхитарян В. С., Баженова В. С., Мурадов М. И. и др.
Региональные проблемы преобразования экономики. 2024. № 6. С. 72-81.
Бондаренко К. А., Стародубцева М. Ф., Куприянов А. и др.
В кн.: Макроэкономика. Практикум странового анализа. М.: НИЦ Инфра-М, 2025. Гл. 2. С. 105-195.
Veselov D. A., Yarkin A.
IZA Discussion Papers. No. 17045. IZA, 2024
Перед началом работы руководитель секции, заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики Алексей Белянин выступил с приветственным словом: «Апрельские чтения по экономике и финансам — прекрасная альтернатива для всех, кто продолжает научную работу и привлекает к ней новое поколение исследователей. Секция теоретической экономики традиционно включает спектр докладов по финансам и микроэкономике в широком смысле: от математической теории игр до экспериментальных исследований, от традиционных приложений к теории рынков и мэтчингу до работ по экономике спорта. С рядом регулярных участников в итоге возникли научные коллаборации и реализованы успешные совместные проекты, это всегда площадка для конструктивной дискуссии с потенциалом к сотрудничеству. Мы ценим и стараемся сохранить высокий уровень вовлеченности не только коллег внутри Вышки, но и партнеров из российских и зарубежных вузов».
На секции действительно выступило большое количество представителей и других университетов. Так, доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ Александр Филатов представил модель эффективного распределения дефицитных ресурсов. Эта задача была поставлена Кроноцким заповедником на Камчатке, одним из старейших в России. Ежегодно его посещает всего около 10 тысяч туристов, в то время как Йеллоустоунский парк в США со схожими географическими условиями – более 4 миллионов человек. Сейчас в заповеднике действует строгая система распределения мест, которая не позволяет новым туроператорам войти на рынок. При этом из-за малого числа посетителей он лишен источников финансирования для развития инфраструктуры и создания новых маршрутов. Выходом из этой ситуации может стать использование аукционов для распределения мест. Александр построил модели аукционов и провел эксперименты со студентами совместной магистерской программы ДВФУ и ФЭН ВШЭ и представителями туроператоров региона. Результаты показали существенное увеличение потенциальной прибыли заповедника и рост общественного благосостояния.
Алексей Белянин отметил, что конференция может стать стартом для талантливой молодежи, которая в дальнейшем планирует продолжать научную карьеру в России и ведущих зарубежных вузах. Так, на секции выступили перспективные студенты и сотрудники лабораторий. Стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории сложных сетей, гиперграфов и их приложений факультета математики ВШЭ Руслан Богатырев представил свои исследования по анализу рынков и предложил новую модель конкуренции. Традиционные модели выделяют два подхода к конкуренции: локализованный, при котором фирмы соревнуются только со своими ближайшими соседями в определенных географических границах, и глобальный или монополистический, при котором ограничений нет и конкурировать приходится сразу со всеми компаниями на рынке. Однако в реальности компании чаще вынуждены конкурировать как с местными игроками, так и глобальными, которые тоже хотят зайти на новый рынок. Руслан Богатырев предложил новую модель, которая объединяет два этих подхода и помогает более точно объяснять поведение фирм. На таких рынках потребители разделяются на две группы: те, кто может купить только местные товары, и те, кто в том числе могут купить и продукцию нелокальных производителей. У каждого потребителя есть свои предпочтения: у второй категории и первоочередной выбор, и второй по значимости могут быть равно распределены между зонами и товарами. Например, курящие люди будут стремиться выбрать только такое в кафе, в котором курение разрешено, а те, для кого курение неприемлемо, – где это запрещено. Те же, кому такая деталь не принципиальна, будут делать свой выбор в зависимости от цены, и кафе будут конкурировать именно за их внимание. Модель, представленная Русланом, позволяет оценить поведение фирм и потребителей в таких условиях и найти равновесие для максимизации полезности всех участников рынка.
Магистрант программы «Экономика и экономическая политика» ФЭН ВШЭ и студент Университета Люксембурга Юй Тяньсюн представил модель влияния социальных связей на ставки в аукционах. Это влияние можно проиллюстрировать таким примером. Курорты Новой Англии летом посещает множество туристов. Больше половины из них будут приезжими, меньшая часть – местными жителями. Местные жители получают большую полезность из-за включенности в сообщество и близких социальных связей с соседями. У приезжих туристов таких преимуществ нет. В зависимости от открытости курорта для внешних покупателей будет меняться и тип аукциона, по которому работает рынок. Асимметрия информации играет здесь ключевую роль, так как местные лучше осведомлены о достоинствах и недостатках курортов и могут лучше понимать честную цену услуг. Тяньсюн расширил эту модель на другие рынки и впервые связал теорию аукционов с изучением социальных связей. Предложенный механизм позволит проводить более эффективные аукционы и лучше распределять ресурсы, в том числе на рынках природных ресурсов и финансовых услуг.
Стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории финансовой экономики Международного института экономики и финансов Антон Полоус представил интересное исследование, которое описывает в том числе и личные отношения между людьми. Его доклад был посвящен проблеме пунктуальности и выбору оптимального времени отправления в условиях неопределенности. Люди никогда не могут предсказать точно время, за которое они доберутся до точки назначения. Всегда могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, например пробки или поломки транспорта, которые могут привести к опозданию. Поэтому ежедневно каждый человек выбирает для себя дополнительное количество времени, которое прибавляется к ожидаемому сроку путешествия. Тут и возникает выбор между увеличением вероятности приехать вовремя или прибыть на место раньше и таким образом потерять время. Антон разработал модель, в которой избегающий риска агент хочет максимизировать полезность при выборе между прибытием вовремя и потерей времени с помощью выбора оптимальной прибавки к сроку путешествия. Исследование показало, что эта прибавка зависит от отношения человека к риску: те, кто избегает риска, будут более пунктуальными и скорее всего приедут заранее.
Стажер-исследователь Центра исследований производительности ФЭН ВШЭ Александр Жигайлов поднял важную тему научного сотрудничества. Основной метрикой эффективности академических сотрудников остаются цитирования научных статей. Исследования показывают, что кооперация нескольких исследователей приводит к лучшим результатам и повышает эффективность всех вовлеченных авторов. Однако возможности для сотрудничества часто ограничены аффилиацией работника: те, кто принадлежит к более статусным учреждениям, чаще могут работать с более опытными и именитыми коллегами. Александр решил построить модель, которая объясняет взаимодействие постдоков и научных руководителей из разных организаций. Сперва университеты создают исследовательскую лабораторию или проект и нанимают руководителей на основе различных предпочтений, а затем нанимают постдоков. Затем уже внутри исследовательских подразделений строится сотрудничество разных агентов друг с другом. У них есть определенный набор предпочтений в отношении сотрудничества друг с другом, но не с университетами, и Александр построил модель, которая объясняет взаимодействие сотрудников друг с другом, а также представил направления для расширения исследования. В будущем он собирается изучить, как повлияет на работу подразделений возможность руководителей самостоятельно нанимать постдоков.
Тему образования продолжила стажер-исследователь Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики Мария Рогоцкая. Она изучила выбор школ домохозяйствами. Классические модели предсказывают, что люди стремятся минимизировать время, которое они тратят на дорогу до работы, либо они должны получить компенсацию за долгую дорогу в виде лучших условий проживания или меньшей арендной платы. Однако эмпирические исследования показали, что люди, которые дольше добираются на работу, менее довольны своим положением. Для семей большую роль играет и время, за которое детей можно привезти в школу. Родители заботятся о развитии своих детей и увеличении их человеческого капитала, поэтому могут быть готовы тратить больше времени на поездки на работу ради проживания рядом с лучшей школой. Мария решила построить модель, которая объясняет выбор школ при стремлении минимизировать время пути до нее и максимизации ее качества. Оказалось, что альтруистичные родители, которые больше заботятся о своих детях, действительно готовы тратить больше времени на поездки, так как они получают компенсацию в виде более качественного образования для своих детей.
Заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики
Департамент теоретической экономики: Старший преподаватель
Международная научно-учебная лаборатория финансовой экономики: стажер-исследователь
Международная лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики: Стажер-исследователь