Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68
почта: fes@hse.ru
Вопросы статистики. 2024. Т. 31. № 6. С. 35-48.
Sinyavskaya O., Pishnyak A., Cherviakova A. A. et al.
In bk.: Inclusive education in the Russian Federation: Scoping International and Local Relevance. Springer, 2024. P. 139-167.
Аналитические записки. 1. Банк России, 2024. № 10.
Руководитель департамента теоретической экономики Александр Тарасов с соавторами предложил новую модель монополистической конкуренции. Она исправляет недостатки традиционной модели и учитывает разные предпочтения потребителей. Результаты совместного исследования опубликованы в престижном журнале Американской экономической ассоциации.
Еще с 70-х годов прошлого века модель монополистической конкуренции была главным инструментом в микро- и макроэкономике, исследованиях международной торговли и многих других областях. Она предполагает, что на рынке действует множество продавцов, которые предлагают схожую продукцию, но отличающуюся по некоторым свойствам. Продавцы конкурируют между собой, а стандартная модель не уделяет внимания различиям в предпочтениях покупателей.
Авторы из Московского и Санкт-Петербургского кампуса Вышки, Норвежской школы экономики, Университета штата Пенсильвания и Брюссельского свободного университета предприняли попытку усовершенствовать теорию и внедрить в нее различия в спросе потребителей. Они учли как географическую сторону, так и предпочтения в продуктах и их «популярности».
С учётом этих нововведений, фирмы сталкиваются с выбором: либо пытаться конкурировать с большим количеством фирм в популярной нише, либо продавать менее популярный товар в более простых условиях. Сами авторы описали это так: лисы (фирмы) хотят охотиться на как можно большее количество кур (потребителей) и при этом избежать встречи с охотниками (сильными конкурентами).
Построив модель, исследователи проверили ее на данных норвежских парикмахерских. Они изучили конкуренцию 116 салонов в городе Берген. Результаты показали, что фирмы с большей производительностью выбирают более популярные ниши. При этом в более населенных районах снижается и равновесная цена. А потребители, живущие ближе к центру города, выигрывают больше жителей удаленных районов.
Результаты совместного исследования опубликованы в престижном журнале Американской экономической ассоциации.
Больше сообщений о научных статьях сотрудников факультета экономических наук читайте в телеграм-канале Инфо_ФЭН.
Центр теории рынков и пространственной экономики: Директор центра
Департамент теоретической экономики: Руководитель департамента