• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

109028, Москва,
Покровский бульвар, дом 11, каб. Т-614
(проезд: м. Тургеневская/Чистые пруды, Китай-город, Курская/Чкаловская)
тел: (495) 628-83-68

почта: fes@hse.ru 

Руководство
Первый заместитель декана Мерзляков Сергей Анатольевич
Заместитель декана по учебной работе Покатович Елена Викторовна
Заместитель декана по научной работе Веселов Дмитрий Александрович
Заместитель декана по международной деятельности Засимова Людмила Сергеевна
Заместитель декана по работе со студентами Бурмистрова Елена Борисовна

Часто задаваемые вопросы о проектной работе

Что такое проект, если коротко?

  • Проект – это группа людей (руководитель, со-руководители и студенты разных лет обучения), которые работают в рамках одной тематики и/или над одним заданием. В рамках проекта студенты могут писать курсовые работы и ВКР. Обсуждение работы проходит на проектном семинаре (ИПС), где встречается вся группа. Возможны два типа проектов – научно-исследовательские и практико-ориентированные.
  • Мы трактуем «проект» достаточно широко, необязательно так, как это понятие понимается в бизнесе. Относительно новая модель проектной работы на ФЭН призвана создать условия, позволяющие студентам выбрать для себя предпочтительный трек обучения. С одной стороны, мы привлекаем к реализации проектной работы потенциальных работодателей (внешних по отношению к университету и научные подразделения ВШЭ). Задачи, которые ставятся в таких проектах – не учебные, а реальные (как чисто научные, так и практические). С другой стороны, мы продолжаем развивать привычный подход взаимодействия студентов и преподавателей. Многие преподаватели, занимающиеся определенной научной тематикой (или развивающие применение определенных инструментальных методов), всегда вели курсовые работы и ВКР у студентов разных курсов. Теперь мы перешли к модели, в которой преподаватель и его студенты объединены в «проект» и имеют свой собственный исследовательский проектный семинар. Приветствуется коллаборация как между студентами и аспирантами, так и между преподавателями (научными сотрудниками) с близкой тематикой.
  • Модель проектной работы призвана также обеспечить развитие на ФЭН подхода, называемого project-based learning. Проект предполагает, что для участия в нем в текущем году или продолжения участия в нем в будущем, студент должен выбрать определенные элективы. Это важный аспект целеполагания в учебном процессе.

Для студентов каких образовательных программ ФЭН участие в проектах будет обязательным?

  • Участие в проекте обязательно для студентов 2-4 курсов бакалавриата и 1-2 курсов магистратуры следующих образовательных программ ФЭН:
Бакалавриат: «Экономика» и «Экономика и статистика»
Магистратура: «Аграрная экономика», «Прикладная экономика», «Статистический анализ в экономике», «Статистическое моделирование и актуарные расчеты», «Стратегическое управление финансами фирмы», «Финансовые рынки и финансовые институты», «Экономика: исследовательская программа»
  • Кроме того, студенты 1 курса бакалавриата также могут принять участие в проекте при согласии руководителя.

Кто может выступать руководителем/со-руководителем проекта от НИУ ВШЭ?

  • Любой научно-педагогический работник. Мы приветствуем участие в проектах в этом качестве не только преподавателей ФЭН, но и сотрудников научных подразделений, НПР с других факультетов, а также аспирантов. 
  • Обращаем ваше внимание, что ИПС в нагрузке указываются без обязательной аудиторной работы, часы которой перераспределяются на внеаудиторную работу. 

Кто такие внешние со-руководители? Зачем они нужны?

  • Внешние со-руководители - со-руководители, не являющиеся сотрудниками НИУ ВШЭ. Предполагается (и крайне приветствуется), что часть проектов будут иметь со-руководителей из числа потенциальных работодателей. Так студенты получат возможность познакомиться с особенностями работы различных компаний и попробовать свои силы в решении реальных бизнес-задач.

Сколько руководителей и со-руководителей может быть у проекта?

  • У проекта может быть один руководитель. Он является контактным лицом проекта. Со-руководителей – как внутренних, из НИУ ВШЭ, так и внешних – может быть не более 5.

Можно ли и руководить КР/ВКР, и вести проектный семинар? Что еще можно делать руководителю?

  • Да, можно делать и то, и то. Да, другие, дополнительные, виды активности допустимы и остаются на усмотрение руководителей/со-руководителей. Однако необходимо описать их в форме при подаче проекта в базу проектов.

Может ли у проекта быть только руководитель?

  • Да, наличие со-руководителей не является обязательным.

Можно ли быть руководителем/со-руководителем в нескольких проектах?

  • Да, можно.

Руководитель проекта хочет создать проект на русском языке, но готов «переключиться» на английский или продумать вариант на двух языках. Как заполнить форму в этом случае?

  • Для таких проектов нужно заполнить форму на английском языке (дадим не говорящим по-русски студентам шанс найти ваш проект!) и в графе «Язык» выбрать соответствующую опцию, предусматривающую переключение между двумя языками. 

Сколько студентов может войти в проект?

  • Ограничения снизу на количество студентов на ИПС нет. Однако, если количество студентов на одного со-руководителя превышает 10, потребуются дополнительные объяснения со стороны руководителя ИПС. 
  • Стоит учитывать, что максимальное число студентов должно быть таким, чтобы проектный семинар, в котором участвуют все, оставался эффективным (что довольно затруднительно, если студентов больше 25-30).   

Обязательно ли включать в проект студентов всех возможных курсов?

  • Нет, хотя это крайне желательно. Мы рекомендуем предлагать проекты для студентов хотя бы нескольких курсов. Важно охватить студентов младших курсов бакалавриата. Аргумент «они еще ничего не знают и не умеют» может быть весомым лишь в ограниченных случаях. Во-первых, одна из задач проекта – создать у студентов новые компетенции, заинтересовать их в выборе определенных элективов. Студент младшего курса может чего-то не знать. Но участвуя в обсуждении на исследовательском проектном семинаре вместе со старшими товарищами, он развивается. Во-вторых, руководитель проекта вправе применять разные требования к студентам разных курсов. 

Что включается в заявку студента на участие в проекте?

  • В своей заявке студент должен указать ФИО, год обучения и до 5 проектов, в которых он хотел бы принять участие.  Проекты нужно ранжировать от 1 – самый предпочтительный – до 5 – наименее предпочтительный из выбранных. Для руководителя каждого проекта нужно написать короткое мотивационное письмо, в котором нужно рассказать, почему заявитель желает попасть в проект. Подача заявки осуществляется через личный кабинет Системы проектной деятельности ФЭН.

На основе какой информации руководители будут отбирать студентов в проект?

  • Если руководителю и со-руководителям проекта будет предоставлен выбор из нескольких заявок студентов, они могут руководствоваться содержанием мотивационного письма, а также любой доступной им информацией о студенте (рейтинги, портфолио в ЛМС и т.д.). Обращаем внимание, что вместе с заявкой преподаватель сразу видит средний балл и список ранее изученных предметов для данного студента.

Могут ли руководители организовать собеседования со студентами перед отбором в проект? Или попросить предоставить дополнительную информацию о себе?

  • Теоретически – да. В разделе Дополнительные комментарии можно указать, что студенты могут прислать определенные дополнительные материалы или сообщить о своей готовности к собеседованию. Список проектов будет доступен студентам до начала периода приема заявок на участие в проектах от студентов. Поэтому у студентов будет недлинный промежуток времени, когда они смогут связаться с руководителем проекта и предоставить дополнительную информацию себе, чтобы сделать выбор более обоснованным. Однако нужно помнить, что в ряде случаев решение о включении студента в проект принимается автоматически.

Что будет с проектами, которые студенты не выбрали?

  • Если все студенты распределены по проектам, то такие проекты не будут открыты.

Как собрать на ИПС студентов разных курсов и ОП в одно время? Это сложно, даже если ИПС проводится исключительно в форме вебинара.

  • В расписании студентов появятся единые для всех «окна» - 1-2 пары, когда ни у одной учебной группы нет занятий. На эти «окна» руководители могут планировать ИПС.  

Что делать, если в практико-ориентированном проекте задачи от работодателей не совпадают по срокам со сроками проекта?

  • Срок любого проекта составляет один учебный год. Если решение задач работодателя предполагает более короткие сроки, руководитель и со-руководители проекта должны продумать виды активности на оставшееся время (например, задания, связанные с подготовкой к решению задач работодателя, обсуждение результатов работы после решения этих задач и т.п.). Если задачи работодателя долгосрочны, необходимо разделить их решение на этапы длинной в 1 учебный год и запланировать проектную работу сразу на несколько лет. Значительная часть проектов может «перетекать» из одного года в другой, не меняя названия или меняя его незначительно. В этом смысле проекты могут быть долгосрочными.

Нужно ли студенту заполнить обе формы - на русском и на английском языках?

  • Нет, форма на английском языке - только для иностранных студентов, которые не могут заполнить форму на русском в силу того, что они не знают русского языка. Всем остальным достаточно заполнить заявку на русском языке. Продублированные заявки будут удалены, из двух мы оставим только заявку на русском языке. Если среди проектов, на которые студент подает заявку, есть проект(ы) на английском языке, в соответствующих полях формы на русском языке можно написать мотивационные письма на английском языке.

Научным руководителем КР/ВКР может быть только руководитель проекта?

  • Нет, научными руководителями могут выступать и со-руководители проекта, в том числе, внешние. Готов ли руководитель или со-руководитель браться за научное руководство КР и ВКР, указано в анкете проекта по каждому руководителю и со-руководителю.

В анкетах проектов указаны курсы по выбору для каждого года обучения. Обязательно их выбирать?

  • Руководители указывают курсы для того, чтобы студенты понимали, без каких курсов участие в проекте будет крайне затруднительным, поэтому да, эти курсы стоит выбрать. Однако в некоторых проектах руководители пишут о том, какие курсы выбрать желательно, либо указывают лишь тематику курсов, на которые студенту стоит обратить внимание. Руководитель каждого семинара самостоятельно определяет жесткость требований, предъявляемых к набору курсов.

Что делать студенту, который по результатам отбора не прошел ни в один проект?

  • Такие студенты будут автоматически распределены по проектам со свободными местами в последний день этапа выбора проектов. 

Что делать студенту, который хотел бы поменять проект и попасть в другую проектную группу?

  • Для этого необходимо заручиться согласием в любой письменной форме обоих руководителей - руководителя проекта, куда студент хочет попасть, и руководителя проекта, откуда студент желает уйти, - и прислать оба согласия Н.П. Пильнику или А.А. Бывальцевой. Мы переведем вас в другой проект.

Что делать студенту, который не попал ни в один проект (не подал заявку, не попал в проект после распределения, перевелся на ФЭН недавно и т.п.)?

  • Студенту необходимо просмотреть список проектов, выбрать проекты, где остались свободные места для студентов его/ее года обучения, и напрямую связаться с руководителем этого проекта, изъявив свое желание присоединиться к проектной команде. Если руководитель будет согласен взять студента в проект, он сообщит об этом студенту и проектному офису, и студент будет записан в проект. 
 
Мы будем добавлять новые вопросы и ответы на них на эту страницу, следите за обновлениями!