Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Общество

Если лестница приставлена не к той стене: как форсайт-мышление помогает строить карьеру

Если лестница приставлена не к той стене: как форсайт-мышление помогает строить карьеру
За последние десять лет метафора карьерной лестницы прочно закрепилась в профессиональной культуре. Но на самом деле важно не количество шагов и ступеней, а понимание, куда ведет лестница и зачем, убежден д.э.н., профессор, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок. Почему линейная карьера уходит в прошлое и как технологии и форсайт-компетенции меняют подход к профессии он рассказал в рамках встречи «Клуба визионеров» — совместного проекта РБК, Сбер и Высшей школы экономики, посвященного новым стратегиям профессионального развития. 

Человек и его представление о будущем: как возникла и развивалась футурология

Человек и его представление о будущем: как возникла и развивалась футурология
Познать будущее — одно из основных стремлений человечества на протяжении всей его истории. Чем более развитой становилась цивилизация, тем более научным — подход к прогнозам. Как возникло желание изучать грядущее и чем занимается современная «наука о будущем» в ходе открытой лекции рассказал партнер консалтингового агентства Горизонт и приглашенный преподаватель Международной лаборатории прикладного сетевого анализа ANR-Lab, кандидат социологических наук Станислав Моисеев.

Ставка на талант: можно ли управлять дефицитным ресурсом

Ставка на талант: можно ли управлять дефицитным ресурсом
Талантливые кадры могут стать драйвером развития любого предприятия. А могут превратиться в серьезную головную боль для управленцев и источник раздражения для коллег. При этом найти такого сотрудника не просто, а каждая эпоха и отрасль диктует таланту свои требования. Возможности делового развития за счет вовлечения в корпоративные стратегии такого сложного в управлении ресурса, как талантливый специалист оценили эксперты, представители бизнеса, общественных и научных организаций, опрошенные корреспондентами Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ.

Нить Ариадны: как не заблудиться в лабиринте русских традиций

Нить Ариадны: как не заблудиться в лабиринте русских традиций
Мы носим «исконно русские» рубашки с вышивкой, которая на самом деле появилась в Германии. Поем песни, не зная, народные они или авторские. Пропасть между традиционной культурой и нашими представлениями о ней — огромна, считает Софья Эрнст. Преодолеть этот разрыв призван ее проект Дом культуры «Исток», задуманный как место поиска настоящих традиций вместо стереотипов. О новом культурном центре спикер рассказала на встрече со студентами Вышки.

Новые правила в рекламе: стратегия выживания

Новые правила в рекламе: стратегия выживания
В сентябре 2025 года вступили в силу поправки в закон «О рекламе». Компаниям и физлицам запрещено размещать и распространять рекламу на площадках, деятельность которых признана нежелательной на территории России и доступ к которым ограничен. Как с учетом новых норм брендам, маркетологам и блогерам скорректировать стратегии размещения информации, рассказала юрист по интеллектуальной собственности с опытом работы в Рестрим Медиа и ТАСС Анна Лаптиакру на экспертном вебинаре, организованном Центром медиапрактик НИУ ВШЭ.

«Не яблоко Ньютона»: откуда берутся бизнес-идеи для стартапов

«Не яблоко Ньютона»: откуда берутся бизнес-идеи для стартапов
Есть теория, что концепты бизнес-проектов нисходят к человеку как озарение, а он, вдохновленный и окрыленный, бежит воплощать гениальную идею в жизнь. На деле успех основан не на случайном вдохновении, а системной работе — исследованиях, проверке гипотез и последовательном творческом процессе. Из каких этапов состоит эта работа, откуда берутся идеи на миллион и как самому начать генерировать и отбирать гипотезы для стартапа рассказала руководитель образовательных продуктов в компании Sensemakers, доверенный эксперт национальной технологической инициативы (НТИ) и старший преподаватель Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ Анна Солодихина.

Инновационный компот: как сделать идеи работающими проектами

Инновационный компот: как сделать идеи работающими проектами
Превратить научную разработку в востребованный продукт, а идею – в работающий бизнес — суть технологического предпринимательства. Вузы и НИИ сегодня последовательно вовлекаются в эту деятельность, но добиться успеха, а тем более – привлечь инвестиции удается далеко не всем. Как прийти к  коммерчески жизнеспособному решению и какие ошибки чаще всего мешают вывести инновацию на рынок, рассказал Андрей Цымбал, руководитель магистерской программы «Управление инновационным бизнесом», автор курса «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок», эксперт Центра трансфера технологий НИУ ВШЭ.

Кто на кого влияет: как супруги формируют алкогольные привычки друг друга

Кто на кого влияет: как супруги формируют алкогольные привычки друг друга
Семья серьезно влияет на формирование поведенческих моделей. Исследователи обращают внимание не только на детско-родительские отношения, но и на партнерские, так как с возрастом меняется степень значимость близких людей в нашем окружении.  Взаимовлияние супругов в вопросах потребления алкоголя и факторы, определяющие эту взаимосвязь исследуют доцент кафедры экономической социологии Яна Рощина и младший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, преподаватель кафедры экономической социологии Валерия Кондратенко.