Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Экспертиза

Характер как капитал: почему экономика все чаще говорит о личности

Характер как капитал: почему экономика все чаще говорит о личности
Современная экономика обращает внимание не только на уровень образования и профессиональные навыки, но и на личностные качества человека. Исследования показывают, что именно некогнитивные характеристики – настойчивость, самоконтроль, ответственность, умение взаимодействовать с людьми – определяют успех в обучении, карьере и даже состояние здоровья. Их развитие с раннего возраста может стать ключом к снижению социального неравенства и повышению эффективности инвестиций в человеческий капитал. Что такое некогнитивные навыки, как их можно измерить и как они влияют на основные сферы нашей жизни рассказала кандидат экономических наук, старший научный сотрудник факультета экономических наук и Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Ксения Рожкова на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ».

Сетевой анализ как инструмент исследования рынка труда

Сетевой анализ как инструмент исследования рынка труда
Современный рынок труда серьезно меняется. Развитие цифровых технологий, внедрение искусственного интеллекта, автоматизация и глобализация приводят к трансформации профессий, формируются новые требования к компетенциям работников. В условиях динамики рынка возникает необходимость в инструментах, которые способны учитывать не только отдельные показатели, но и сложные взаимосвязи между элементами системы. Одним из таких инструментов является сетевой анализ. Сотрудники ANR-Lab представили программу для мультимодального сетевого анализа вакансий на российском рынке труда, разработанную в рамках совместного проекта с платформой «РосНавык». О его практическом применении на профильном семинаре говорили эксперты и исследователи ANR-Lab.  

Не только деньги: что делает бизнес эффективным

Не только деньги: что делает бизнес эффективным
Нефинансовые характеристики предприятия не менее важны, чем его финансовые показатели. Например, имеет значение публичный размер организаций, организация налоговой системы предприятия, умение и готовность менеджмента рисковать. Изучению этих направлений и критериям оценивания эффективности бизнеса посвятили свое исследование «Влияние нефинансовых факторов на общую эффективность производственных организаций» представители Научно-учебной лаборатории финансовых инноваций и риск-менеджмента и Лаборатории конкурентной и антимонопольной политики.

За пределами GROW: куда движется коучинг в бизнесе?

За пределами GROW: куда движется коучинг в бизнесе?
Российский рынок коучинга растет и расширяет географию заказчиков: его все чаще используют в IT, медицине и госсекторе. Однако на этом фоне порой происходит размывание профессиональных стандартов, возникает острая нехватка системной поддержки для самих коучей, что также отражается на качестве услуг. Чтобы бизнесу не потеряться в море предложений и выбрать действенный, а не просто популярный инструмент, важно понимать современные тренды и научные основы коучинга, уверена доцент НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук Елена Наумцева.

Манипуляции в деловой коммуникации: как распознать и обезвредить

Манипуляции в деловой коммуникации: как распознать и обезвредить
Манипуляции традиционно являются неотъемлемой частью делового общения. Иногда они кажутся безобидными, но могут существенно снижать эффективность работы сотрудников, деловых партнеров и заказчиков, негативно влиять на их психологическое состояние. О том, как распознать манипуляции и как с ними бороться, рассказала доцент Департамента психологии НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук Милана Хачатурова.

Промполитика «на вырост»: Россия делает ставку на поддержку сложной промышленности

Промполитика «на вырост»: Россия делает ставку на поддержку сложной промышленности
В условиях санкционного давления и ограниченного доступа к зарубежным технологиям Россия переориентирует промышленную политику на поддержку приоритетных секторов и развитие критически важных компетенций. Центр исследований структурной политики НИУ ВШЭ (ЦИСП) выявил, что акцент смещается с масштабного бюджетного стимулирования на более сложные и избирательные инструменты — гранты, целевые займы, организационные меры, участие институтов развития. Такая конфигурация позволяет сосредоточиться на технологически значимых направлениях при ограниченной ресурсной базе.

Адвокат между пользователями и командой: кто такой исследователь и зачем он нужен бизнесу

Адвокат между пользователями и командой: кто такой исследователь и зачем он нужен бизнесу
В условиях быстрого развития рынка для эффективного понимания клиентов и поддержки бизнес-целей важно периодически проводить профильные исследования продукта, рынка и целевой аудитории. Что нужно, чтобы правильно создать программу исследования, кто и как должен этим заниматься, рассказала преподаватель майнора и микростепени «Исследователь в EdTech» НИУ ВШЭ Ника Меркулова, старший специалист по пользовательским и маркетинговым исследованиям Skyeng.

Отложенное взросление: какие жизненные сценарии выбирает современная молодежь

Отложенное взросление: какие жизненные сценарии выбирает современная молодежь
Молодые поколения повсеместно откладывают или продлевают традиционные этапы взросления. Эта трансформация затрагивает многие аспекты жизни — от профессионального самоопределения и финансовой самостоятельности до создания семьи и рождения детей. С чем связана «инфляция возраста», как меняются репродуктивные установки молодежи и как влияют на состояние умов социокультурные парадоксы цифровой эпохи обсуждали на совместном семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований с экспертами из НИУ ВШЭ и РАНХиГС.