Пандемия изменила потребительские практики россиян, свидетельствует опрос, проведенный ВШЭ. Снижение доходов и ограничительные меры, введенные для борьбы с COVID-19, привели к тому, что около половины россиян начали экономить на базовых расходах — покупке продуктов питания, одежды и обуви. В то же время выросли траты на интернет, связь и лекарства.
Редакция
Малогабаритные квартиры в типовых панельных домах снова становятся популярными. Хотя такое жилье строят сейчас даже в Кремниевой долине, в России малогабаритки вызывают ассоциации с советскими хрущевками. Как в городском строительстве возникло само это явление и почему старые практики нельзя недооценивать и сейчас они возвращаются в моду, обсуждали участники онлайн-дискуссии «Советское жилое наследие: дар или обременение» в НИУ ВШЭ, организованной Высшей школой урбанистики имени А.А. Высоковского.
Как в России строят современные аэропорты, автомобильные и железные дороги? Какие механизмы финансирования наиболее эффективны для реализации инфраструктурных проектов? Об этом студентам Вышки рассказал руководитель направления в службе инвестиционных соглашений АО «ВЭБ Инфраструктура» Глеб Конюшкин в рамках открытого онлайн-семинара «Особенности реализации инвестиционных проектов в сфере транспорта».
Классическое представление о знаменитостях уходит в прошлое: мы больше не воспринимаем их как мифических существ и идолов. Благодаря развитию соцсетей и присутствию звезд на разных интернет-платформах они становятся ближе и понятнее, отмечает в своем докладе доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Ольга Логунова.
Мигранты-иностранцы едут в Россию в основном на заработки, при этом многие из них нацелены на то, чтобы остаться в стране. В большинстве российских регионов приток иностранцев не компенсирует отток местной молодежи, и население стареет. Об этом говорили участники сессии, посвященной проблемам миграции, на Первых демографических чтениях памяти А.Г. Вишневского, организованных Институтом демографии НИУ ВШЭ совместно с Международной лабораторией исследований населения и здоровья.
В России во всех регионах завершились нерабочие дни. Власти не стали продлять локдаун, но вводят другие меры борьбы с пандемией вроде обязательных QR-кодов на транспорте. Между тем, экономические последствия более чем недельного карантина еще предстоит оценить. Эксперты ВШЭ, с которыми побеседовали стажеры-исследователи Лаборатории экономической журналистики ВШЭ полагают, что у отечественной экономики большой запас прочности, хотя темпы роста ВВП из-за нового витка пандемии могут снизиться.
Как исследователи определяют границы разных поколений? Какие тренды в поведении тех, кто взрослел в «нулевые», смог выявить поколенческий анализ? Чем старшие миллениалы отличаются от 3С-миллениалов, и правда ли, что поколение смартфонов и соцсетей не читает книги и не хочет взрослеть? Об этом рассказал первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев, открывший цикл «Пять лекций о социологии» на факультете компьютерных наук НИУ ВШЭ.
Порядка 80% аварий в авиации происходит по причине человеческих ошибок. Часто они случаются из-за того, что пилоты и диспетчеры из разных стран не понимают друг друга. С какими коммуникационными проблемами сталкиваются специалисты в небе и на земле, как уменьшить влияние на безопасность полетов пресловутого человеческого фактора, разбираются участники Большого проекта НИУ ВШЭ «Речевые практики».
Какова роль национальных государств в борьбе с изменением климата и почему главной движущей силой не могут быть международные институты, можно ли рассчитывать на Парижское соглашение — такие вопросы обсудили профессор Кембриджского университета Анатоль Ливен и его дискуссант, руководитель Научно-учебной лаборатории (НУЛ) экономики изменения климата Высшей школы экономики Игорь Макаров, на семинаре в Вышке.
Пандемия коронавируса стала катализатором для реализации и без того насущной задачи по развитию внутреннего туризма в России. Этому способствовали не только принятые меры поддержки, но и изменение отношения к туристам на местах. Так, например, в Пермском крае активно развивается промышленный и экологический туризм, а местные жители участвуют в развитии инфраструктуры для приезжих гостей.